РПЦ все-таки добилась своего - с 1 сентября 2009 года в российских школах вводится компонент "духовно-нравственное воспитание", в рамках которого будут преподаваться основы православной культуры. Об этом 25 декабря сообщил обществу Алексий II. Чиновники Минобразования говорить об этом стесняются.
"Да боится Господа вся земля;
да трепещут перед Ним все живущие во вселенной,
ибо Он сказал, - и сделалось;
Он повелел, - и явилось."
Псалом 32,8
РПЦ все-таки добилась своего - с 1 сентября 2009 года в российских школах вводится компонент "духовно-нравственное воспитание", в рамках которого будут преподаваться основы православной культуры (ОПК). Об этом сообщил сегодня патриарх Московский и всея Руси Алексий II на епархиальном собрании духовенства Москвы в храме Христа Спасителя. Так патриарх интерпретировал резолюцию, которую приняла состоявшаяся 20-21 декабря в Калуге конференция с громким названием «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся».
"В компонент образования, который будет принят с 1 сентября 2009 года, заложено духовно-нравственное воспитание. Академии образования поручено вместе с представителями Русской православной церкви разработать компонент "Основы православной культуры", - сообщил Алексий журналистам. Правда оговорился, что для тех, кто исповедует другие религии, должны вводиться предметы, рассказывающие об основах их вероучений. А для атеистов эту роль будут выполнять «основы нравственной этики».
Как объяснили «Фонтанке» в Министерстве образования, конференция в Калуге, действительно, была. Участвовали в ней министр образования Андрей Фурсенко, управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, епархий РПЦ, специалисты Российской академии образования (РАО) и другие эксперты в этой области.
Однако, по мнению федеральных чиновников, в РПЦ несколько поспешили с интерпретацией резолюции. Пока речь идет только о разработке некой новой образовательной области учебного плана под названием «Духовно-нравственная культура». Работать в этом направлении будет Российская академия образования. В каком виде этот предмет будет выглядеть в конце работы, сказать пока сложно, но до введения ОПК с сентября 2009-го года пока далеко, - заверили "Фонтанку" чиновники.
Тем не менее, принятая на конференции резолюция действительно является сильным толчком в желаемом РПЦ направлении. «Только воспитание у новых поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в XXI веке, сохранить социальный институт семьи и преодолеть демографический кризис, укрепить Российское государство, его авторитет в международном сообществе» - записано в ней.
Кроме того, собравшиеся признали, что «актуализирована задача сохранения и развития практики духовно-нравственного воспитания школьников в процессе преподавания учебных курсов духовно-нравственного содержания. Неотъемлемой составной частью является преподавание учебных курсов по истории и культуре религий народов России (православная культура, основы православной культуры и т.д., учебные курсы по истории и культуре ислама, буддизма, иудаизма и других религий)». Собравшиеся, в том числе и министр образования РФ, за эту резолюцию проголосовали подавляющим большинством.
Проголосовали и за то, чтобы предложить Министерству образования совместно с РПЦ организовать и провести в 2008-2009 учебном году Олимпиаду школьников по основам православной культуры, рекомендовать субъектам федерации сотрудничать с епархией, и «одобрили в целом соответствующую Концепцию включения в новое поколение госстандартов общего образования новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура», включающей ряд учебных предметов по выбору семьи, родителей...». Хотя и с оговоркой, - о необходимости доработки этой концепции.
- К сожалению, иначе и быть не могло — у меня создалось впечатление, что эта конференция и была создана исключительно для того, чтобы продавить интересы РПЦ. Я выступал с докладом и предлагал свою концепцию, но оказался в меньшинстве, - рассказал «Фонтанке» Александр Данилюк, член-корреспондент РАО, профессор кафедры «Педагогика», и предложил обратить внимание на название предложенной РПЦ концепции. - Это не концепция духовного развития, или что-то в том же духе, а «концепция включения новой образовательной области».
- То есть главное включить, а что будет дальше - не важно. Это слишком тонкая материя, там слишком много подводных камней, и если сделать так, как предложено, то это приведет к печальным последствиям. Теоретически предложенный вариант выглядит довольно демократично. Согласно предложениям РПЦ, всё это будет выглядеть так: родители учеников собираются, и решают, какой предмет их дети должны изучать. Если в классе наберется 15-20 православных, то им школа обязана будет предоставить возможность изучать предмет «Основы православной культуры». Если наберется нужный процент мусульман, то и они могут претендовать на свой предмет. Если же вы хотите изучать йогу, скандинавское язычество или зороастризм, и наберете те же цифры единомышленников среди детей других родителей, то и тут школа будет обязана ответить на вас запрос. Но на практике это приведет только к одному — разделению школьников в той или иной пропорции, в зависимости от региона, на православных, мусульман и атеистов. Последствия этого, возможные конфликты ценностей — все это не просчитано. А ставки тут слишком высоки, и путь от государства с религией в государственных школах, до религиозного государства очень небольшой, - сказал Александр Данилюк.
По словам специалистов академии и Министерства образования, в недрах этих учреждений далеко не все поддерживают предложенное деятелями церкви видение включения их предмета в образовательную программу. Но в каком-то виде это, скорее всего, произойдет. В РАО есть своя концепция, разработанная учеными под руководством члена-корреспондента РАО Александра Кондакова.
- Дифференциация школьников, а фактически – нового поколения россиян - на атеистов и верующих (а последних еще и на приверженцев той или иной религии) неизбежно приведет к еще большей фрагментации духовного и социального пространства нашей страны. Особо хочу отметить, что вопрос о том, должны ли быть представлены основы православия в содержании общего образования, не вызывает сомнения. Ответ однозначен: православию в школе быть. При этом та часть учебного предмета «Духовно-нравственная культура», в которой будет отражено православное вероучение, может не только согласовываться, но и разрабатываться представителями церкви. Проблема в другом: как сделать так, чтобы систематическое изучение православия в школе содействовало духовной консолидации этнически и конфессионально разнохарактерного российского народа, - подчеркивал на конференции в Калуге Данилюк.
Согласно его концепции, в 5 – 8 классах последовательно изучаются религиозные представления народов Севера, буддизм, иудаизм, ислам, православие, католичество, протестантизм. Особое внимание необходимо уделить этической стороне религиозного воспитания. А самым важным компонентом являются межпредметные связи, которые устанавливаются между курсом «Духовно-нравственная культура» и другими гуманитарными дисциплинами. К старшим классам эти связи достигают такой плотности и интенсивности, что можно говорить о формировании в 10 – 11 классах целостного гуманитарного образовательного пространства, системообразующим компонентом которого выступает предмет «Духовно-нравственная культура».
Какой из подходов окажется в окончательном варианте нового стандарта образования, пока неизвестно. А уж как отреагируют на новшество те, кому придется его реализовывать, - педагоги в школах (3/4 из них получили образование в советское время) и предсказать тяжело.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру