Федеральная миграционная служба регламентировала исполнение одной из самых старых государственных процедур – прописки, именуемой ныне регистрацией. Заявителям предлагают европейский сервис: обслуживание за несколько минут, ожидание в комфортабельных помещениях и т.д. Но посредниками в работе с госорганом остаются ЖЭКи, ЖСК и другие коммерческие организации, на которые регламент не распространяется.
Административный регламент предоставления ФМС госуслуги по регистрационному учету граждан России по месту пребывания и по месту жительства 28 ноября прошел регистрацию в Минюсте. Он вступит в силу через 10 дней после официального опубликования – ориентировочно в первые рабочие дни 2008 года.
Дюжина на метр
Без прописки (название ничуть не поменяло сущность этого советского института полицейского контроля) можно жить 90 дней. После этого надо регистрироваться по месту пребывания. Постоянная прописка – регистрация по месту проживания.
Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно. Регламент определяет исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации: паспорт, заявление и подтверждающий право вселения документ (свидетельство о праве собственности, договор аренды или найма, согласие собственников на вселение или др.). Ничего иного требовать нельзя. С другой стороны, проживающие совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетние пользователи должны в письменной форме выразить свое согласие на вселение гражданина. Только не определено, как должны удостоверяться их подписи, обязаны ли они лично являться и подтверждать свое согласие и обязан ли вселяющийся вообще приносить оный документ.
Установлен также четкий перечень случаев, когда право на вселение может быть ограничено. Это касается пограничной зоны, закрытых военных городков и административно-территориальных образований, зон экологического бедствия, а также территорий, на которых введено чрезвычайное или иное временное особое положение. Регламент дает четкую установку, что «указанный перечень является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом».
Никакие санитарные, социальные и иные нормы миграционная служба контролировать не будет. В формах заявления нет даже пункта о размере площади, которой владеет арендодатель и/или которую выделяет въезжающему. То есть в комнате в 10 кв. метров может быть зарегистрировано хоть сто человек. Во всяком случае формальных оснований отказать в регистрации у уполномоченных органов нет.
Управдом – друг человека?
Для обращающихся в органы миграционной службы Регламент гарантирует высокий уровень сервиса. Например, определено, что время ожидания в очереди при первичной подаче документов не должно превышать 20 минут. Для ожидания приема оборудуются стулья, столы, а также туалет и гардероб. Определен также режим работы (не меньше 26 часов в неделю).
Вот только не ясно, кому этот сервис будет предоставляться. Согласно тому же регламенту первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета осуществляют должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций, ЖСК, других коммерческих организаций и иные управляющие жилым фондом структуры.
Согласно действующим с 1995 года правилам регистрационного учета ответственными за регистрацию граждан являются должностные лица, выполняющие «организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения». Они в трехдневный срок пересылают принятые документы в миграционную службу, которая также в течение трех дней проводит необходимое оформление.
То есть для прописки (регистрации) простому россиянину бессмысленно напрямую идти в ФМС и ожидать чуткого, предусмотренного новым нормативным актом, отношения. Придется обращаться в тот же паспортный стол, на который не распространяются никакие административные регламенты, работающий в удобное явно не для клиентов время, в котором можно часами стоять в очереди и слышать только хамство. Кому жаловаться на произвол, а иногда и вымогательство со стороны «жилищников», регламент не устанавливает.
На кого же распространяется принятый документ? Для чьего удобства миграционная служба за счет федерального бюджета будет оборудовать залы ожидания, информационные стенды, туалеты, гардеробы и т.д.? В пресс-службе ФМС не смогли сразу ответить на этот вопрос, рекомендовав обратиться в справочную службу. Ведь условия консультации граждан также четко прописаны в регламенте: по телефону (495) 698-0078 любой россиянин должен за 5 минут получить всю интересующую его информацию о порядке регистрации. По телефону подтвердили, что работа паспортных столов новому регламенту не подчинена, и обращаться гражданин должен в первую очередь именно в ЖЭК. Но добиться четкого ответа журналисту «Фонтанки» так и не удалось: не представившаяся дама (нарушив предусмотренную тем же регламентом процедуру общения с заявителем) просто бросила трубку.
Антон Одынец,
Фонтанка.ру
ФМС расписала прописку
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ