Наше телевидение, честно отработав рупором власти во время предвыборной кампании и выдав две громкие премьеры (сериалы «Ликвидация» и «Преступление и наказание»), очевидно, перенапряглось и как следствие - впало в маразм. Теперь по одним каналам с утра до вечера идут фильмы про Рэмбо, по другим - повторение той самой «Ликвидации», а третьи показывают неожиданно любопытные сюжеты о Юрии Шевчуке. Наблюдая всю эту мешанину, понимаешь, почему известный киновед Разлогов назвал телевидение «мясорубкой культурного дискурса».
ТВ, вернее, делающие его люди, конечно же, всегда демонстрировали тип мышления, который можно было бы назвать шизофреническим. Потому как только в медицинских терминах реально описать всю эту виртуальную мозаику, состоящую из обрывков новостей, кусков культурной жвачки, а также различных дикостей и причуд. Любому зрителю, думается, знаком недуг под названием «зэппинг» - это когда Вы, лихорадочно щелкая пультом, перескакиваете с речи Путина на клип Димы Билана, или же меняете «картинку» с выступлением Хворостовского по каналу «Культура» на базарные разборки «Дома-2». Это ли не клиника?
Другое дело, что при наличии в телеэфире какого-либо знакового явления – будь то давно ожидаемая экранизация очередного текста русской классики или же предвыборная агитационная эпопея – на подобные парадоксы внимания не обращаешь. Телевидение давно приучило нас жить бок о бок с безумием. Но вот когда в эфире воцаряется зловещая тишина, монстры экрана немедленно начинают терзать душу и разум зрителя.
Взять хотя бы прошедшие выходные: какой, спрашивается, логикой руководствовался менеджмент канала «Рен-ТВ», заряжая чуть ли не на всю субботу три серии фильма «Рэмбо»? Я уже молчу про то, что созданная в разгар «холодной войны» культовая трилогия со Сталлоне носит откровенно пропагандистский и антироссийский характер. Особенно в этом плане примечательна третья серия «Рэмбо», в которой главный герой в одиночку «мочит» добрую половину советской армии в Афганистане. Патриотизма от нашего ТВ (каналы «Россия» и «Первый» не в счет) никто давно не ждет. Однако зачем тратить шесть часов драгоценного эфирного времени на старый как мир боевик, надоевший всем отечественным зрителям еще во времена полуподпольных видеосалонов конца 80-х? Очевидно, у «Рен-ТВ» беда не столько с креативом, сколько с закупкой лицензий на показы новых голливудских фильмов.
Уже не первый раз устраивает многочасовой сеанс гипноза для своей аудитории и канал «Россия», повадившийся использовать субботние вечера для повтора показанных ранее серий «Ликвидации». Вот и получается теле-дурдом выходного дня: включишь один канал – непременно наткнешься на щетинистого Машкова, изображающего еврейского Глеба Жеглова. Щелкнешь пультом – и предстанет перед твоими очами драматически искривленное лицо Сильвестра Сталлоне, подбивающего очередной советский вертолет. И так почти весь день.
Впрочем, есть же еще «Первый канал», который, если верить различным социологическим замерам, население смотрит охотнее всего. Там, кстати, состоялась премьера: начался новый сезон проекта «Две звезды». В роли ведущих развлекательного шоу теперь выступают уже не Лолита и Александр Цекало, как это было в прошлом году, а Алла Пугачева и Максим Галкин. Суть программы осталась прежней: певческие дуэты, составленные по принципу «профессионал плюс любитель», будут соревноваться между собой. В новом сезоне проекта зритель увидит среди прочего весьма любопытные пары: например, Михаила Швыдкого, поющего с Таней Булановой, или же Андрея Малахова, в партнерши которому досталась Маша Распутина. Относительным сюрпризом станет появление в «Двух звездах» Дмитрия Диброва – звездного неудачника телеэфира, составившего пару певцу Трофиму.
И все-таки самым курьезным дуэтом проекта останется тандем «Пугачева-Галкин»: десятилетиями нестареющая королева масс-культуры, грозная праматерь отечественной попсы и ее то ли мальчик-паж, то ли уже муж - эта пара всегда будет вне конкуренции.
Посреди всего этого карнавала пошлости неожиданно возникла исполинская фигура Юрия Шевчука, о котором ни с того, ни с сего дважды вспомнил канал «НТВ». Сначала культовый музыкант стал одним из героев репортажа программы «Ты не поверишь!» - той самой, которую ведут карлик по фамилии Шкет и вертлявый молодой человек Леня Зак, доселе работавший на «Муз-ТВ». Кстати, до ноября на месте Зака работал другой, не менее пронырливый юноша по фамилии Шпак. Спрашивается, не по созвучности ли имен выбирают продюсеры шоу ведущих?
Формально сюжет с Шевчуком вполне соответствовал скандально-бульварной концепции передачи и якобы рассказывал о войнах между двумя тусовками – рок-н-ролльной и попсовой. Однако, на самом деле, конкретного информационного повода у журналистов «НТВ» не было. Шевчук на этот раз ни с кем не дрался и никого не вызывал на дуэль. Поэтому корреспонденты программы поступили просто: взяли и приехали в Петербург на студию к словоохотливому Юрию Юлиановичу, который наговорил под камеру вагон и маленькую тележку своих извечных проповедей - про честность русского рока и продажность попсы. Затем обличительные речи Шевчука были разбавлены высказываниями различных эстрадных артистов.
Получился настоящий театр абсурда: в заочную полемику с «батькой» вступили Сергей Мазаев (посоветовавший всем рокерам «общаться с женщинами и пользоваться презервативами»), Сергей Зверев (который был, как всегда, «в шоке») и Борис Моисеев, передавший автору песни «Что такое осень» воздушный поцелуй и назвавший его «Юриком». Думается, Шевчук, знай он о таком сценарии сюжета, на пушечный выстрел не подпустил бы московских журналистов.
Реабилитировался канал «НТВ» за весь этот балаган уже на следующий день, в воскресенье. На этот раз речь о Шевчуке шла в другой информационно-развлекательной программе – «Главном герое» с Антоном Хрековым. Здесь Юрию Юлиановичу посвятили уже целый сюжет и, слава Богу, не стали разбавлять повествование тирадами Зверева или Моисеева. Надо отдать корреспондентам программы Хрекова должное: им удалось сделать интеллигентный, умный и интересный телевизионный очерк о Шевчуке, насыщенный фактами и действительно эксклюзивными подробностями.
Впрочем, все вернулось на круги своя, когда сразу по окончанию рассказа о патриархе русского рока приплясывающий Хреков бойко объявил, что героем следующей программы станет Филипп Киркоров. Интересно, это журналисты с «НТВ» нарочно так подтасовали карты – дабы рядом оказались фамилии двух, мягко говоря, недолюбливающих друг друга знаменитостей?
А вообще, подобные тематические и сюжетные «загогулины» нашего телеэфира – это еще не страшно. Готовься, телезритель: скоро безумие и маразм обрушится на тебя с экранов мощным потоком. Как-никак, грядет Новый год – пора воистину римских телевизионных оргий, чреватых самой невообразимой мешаниной смыслов и невиданными парадами уродств.
Сергей Ильченко-мл.
TV перенапряглось и впало в маразм
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ