Прокуратура Петербурга, наконец-то, узнала, почему в нашем городе функционируют так называемые «коммерческие МРЭО» (это, кстати, чисто петербургский феномен). Оказывается, причина в том, что питерские чиновники не выделяют Управлению ГИБДД помещения, в связи с чем управлению приходится арендовать эти помещения у частных структур. В интересах граждан, естественно, которым катастрофически не хватает возможностей регистрировать свои автомобили. И которые жить не могут без того, чтобы не заплатить соответствующим арендодателям кругленькую сумму за непонятные посреднические услуги.
Эту проверку ещё два года назад инициировал бывший сотрудник Курортного МРЭО Игорь Семёнов, который обратил внимание на самую очевидную и одновременно самую замалчиваемую сторону деятельности наших «коммерческих МРЭО» (которые нам приходится писать в кавычках, потому что официально такого понятия не существует - сами гаишники тактично именуют их «обособленными подразделениями»). По мнению Игоря, всё, что происходит в «коммерческих МРЭО», - это, по сути, исполнение частными структурами государственных функций.
Кстати, представители нашего УГИБДД с этим и не спорят. Мол, так и так, пишет в справке по запросу прокуратуты представитель управления, мы знаем, что законодательство изменилось (в частности, арендовать помещения у коммерсантов милицейским подразделениям запретили), но и не арендовать мы тоже не можем - где-то ж нам нужно машины регистрировать! А городские власти, к сожалению, пишет представитель УГИБДД, к просьбам о предоставлении помещений остаются глухи.
Такое заявление – своего рода революция в гаишном сознании. Раньше люди в погонах вообще говорили, будто «коммерческих МРЭО» нет, и точка.
Когда бы регистрационные операции с нашими машинами в «обособленных подразделениях» осуществлялись по государственным расценкам, мы бы поверили: да, где-то чуть-чуть закон нарушается, но для нашей же пользы - чтобы в очередях не стоять. В данном же случае налицо лукавство: все операции в «коммерческих МРЭО» стоят раза в два больше, чем по государственному прейскуранту, а недовольным рекомендуют проехать в обычное МРЭО. Там всё, как полагается, - госпошлина и никаких глупостей - только очередь дня на два.
Правда, у гаишных руководителей и по этому поводу имеется юридически безупречная позиция. Мы, говорят, только госпошлину берем, а если граждане платят ещё столько же коммерсантам, так это, простите, добровольно и не за регистрационные операции, а за посреднические услуги. Под посредническими услугами в данном случае подразумевается заполнение бланка заявления и передача его в руки инспектора, что, конечно же, чрезвычайно актуально - водители-то грамоте не обучены!
Что касается добровольности - тут полный улёт. Если спросить любого руководителя управления ГИБДД, можно ли произвести регистрационную операцию в «коммерческом МРЭО» только за госпошлину, он, не моргнув глазом, ответит - конечно, можно. И это, кстати, с точки зрения закона чистая правда. Более того, по нашим сведениям, у всех руководителей таких «обособленных подразделений» имеются неофициальные инструкции: если граждане будут требовать регистрацию за госпошлину без коммерческих накруток - регистрировать, чтобы не доводить до конфликтов. Признаться, трудно представить, что нужно сделать в «коммерческом МРЭО», чтобы такое на самом деле произошло. Не хватает фантазии.
Между тем значимость ситуации не стоит недооценивать. Чем принципиально милицейское управление ГИБДД отличается, скажем, от милицейского же управления уголовного розыска? Представьте теперь: вас ограбили, вы пришли в уголовный розыск, а вам любезно так говорят: мол, мы сейчас напишем за вас заявление и отнесём его оперуполномоченному. С вас 100 долларов. Если не хотите - кабинет за углом, там можно записаться на прием через месяц...
В каждой шутке есть доля шутки, не случайно ведь Петербург - единственный российский город, в котором существуют пресловутые «обособленные подразделения». И не случайно, несмотря на поражающую своей детской непосредственностью позицию главных питерских гаишников, прокурорская проверка законности существования «коммерческих МРЭО» пока не закончена.
Зураб ГВИЧИЯ
КСТАТИ.
В 3 раза больше, чем за проституток...
В позапрошлом году в «коммерческих МРЭО» Петербурга было произведено около 330 тысяч регистрационных операций. По оценке газеты «Деловой Петербург», это составило в денежном выражении не менее 5 миллионов долларов.
По данным УГИБДД, прирост автомобилей в Петербурге составляет до 9 процентов в год, так что, если даже предположить, будто цены у нас не растут, в 2007 году рынок «обособленных подразделений» ГИБДД можно оценить примерно в 6 миллионов долларов. Хотя, не будем скрывать, есть основания полагать, что он существенно больше.
Например, простой подсчёт: средняя сумма, которую оставляет клиент в «коммерческом МРЭО», составляет сегодня 2000 рублей. Помножим на 390 тысяч регистрационных операций (330 тысяч 2005 года плюс 18 процентов) и получаем 780 миллионов рублей, или около 30 миллионов долларов.
Эта сумма в 3 раза превышает неформальный оборот денег на петербургском рынке интимных услуг: владелица одной из сетей интим-салонов Виктория полагает, что на продажную женскую любовь питерские мужчины тратят 10 миллионов долларов ежегодно.
Полную версию читайте в сегодняшнем номере газеты «Тайный советник».
Обособленные МРЭО существуют из-за жадности городских властей
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ