Пострадавшие в авиапроисшествиях или потерявшие багаж смогут вскоре рассчитывать на солидную компенсацию. Родственники погибших вправе получить аж 2 миллиона рублей. Суммы выплат увеличены в десятки раз и в некоторых случаях превосходят даже международные стандарты.
В ближайшее время ожидается также ужесточение ответственности за задержку рейсов. Но все изменения касаются только внутренних перелетов и вступят в силу в июне 2008 года. При выполнении международных рейсов отечественные авиакомпании будут руководствоваться Варшавской конвенцией, которая либеральнее российского законодательства.
Давай расстанемся у трапа...
Сейчас закон вообще не устанавливает минимальной суммы, на которую могут рассчитывать пассажиры или их родственники в случае происшествия или катастрофы. Действует общий принцип расчета нанесенного вреда: при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок, который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы (на лечение, дополнительное питание, лекарства, протезирование, уход, санаторно-курортное лечение и т.д.).
Наследники погибшего кормильца могут требовать часть его заработка. Если пассажир не имел самостоятельного заработка, его родственникам возмещается только моральный вред. При этом компенсация выплачивается только после установления причин катастрофы и определения судом размера убытков или размера морального вреда, т.е. не ранее чем через полгода после катастрофы. С учетом длительности судебного разбирательства на практике выплаты осуществляются через год и более.
Фактическая выплата родственникам погибшего пассажира может составить незначительную сумму, тогда как лечение, пожизненная выплата по инвалидности и иные расходы оставшемуся в живых после происшествия могут составлять миллионы рублей. То есть авиакомпании выгоднее, чтобы в результате катастрофы пострадавших не осталось. Абсурдность и несправедливость действующего воздушного законодательства на себе испытали родственники погибших в катастрофе самолета ФГУАП «Пулково» (ныне ГТК «Россия») под Донецком: авиакомпания, пилоты которой и стали виновниками катастрофы, отказала в дополнительных выплатах наследникам пассажиров.
Руководствуясь действующим законодательством, судебные инстанции также оставили большинство исков без удовлетворения.
...мы не увидимся уже
Единственная сумма, на которую точно могли рассчитывать пострадавшие – обязательная страховка. Сейчас ее размер составляет 100 тысяч рублей.
Внесенные поправки вводят обязательную минимальную компенсацию, выплачиваемую родственникам погибшего – 2 млн рублей. Плюс до 25 тысяч рублей на погребение. Эту сумму смогут получить граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца или иные родственники. На такую же сумму авиакомпания обязана застраховать свою ответственность. Причем выплатить компенсацию страховая компания обязана в течение месяца со дня представления всех необходимых документов, то есть не дожидаясь окончания длительного расследования причин катастрофы.
Если же определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда (учитывая заработок погибшего) окажется больше 2 млн рублей, превышающую минимальную компенсацию сумму должен будет уплатить уже сам перевозчик.
С 2010 года будет также выплачиваться компенсация в счет возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира. Методику ее расчета исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья должно утвердить Правительство России. Размер указанной компенсации не может превышать 2 млн рублей. В течение же ближайших двух лет пострадавшим пассажирам придется доказывать нанесенный ущерб, собирать справки, медицинские документы и т.д.
В три раза увеличен предел ответственности авиакомпании за утрату, недостачу или повреждение (порчу) сданного багажа – с двух МРОТ до 600 рублей. За нанесенный находящимся при пассажире вещам (ручной клади, одежде и т.д.) ущерб компенсация увеличена в 11 раз – с 10 МРОТ до 11 тысяч рублей.
Варшавский беспредел
Все эти нововведения не касаются пассажиров российских авиакомпаний, улетающих за пределы нашей страны. При выполнении международных рейсов все перевозчики мира руководствуются исключительно специальным документом – Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавской конвенцией). Она была подписана еще на заре авиации – в 1929 году.
Ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой примерно в 20 тысяч долларов (меньше 500 тысяч рублей). И не важно, идет ли речь о легкой травме (вряд ли ее лечение в европейской или американской клинике будет стоить дешевле) или смерти. За повреждение или утерю зарегистрированного багажа авиакомпании должна выплатить не более 20 долларов за килограмм (около 500 рублей), ручной клади – 400 долларов с каждого пассажира.
Есть два исключения. С одной стороны, перевозчик вообще освобождается от ответственности, если будет «доказано, что им и поставленными им лицами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда или что им было невозможно их принять». А значит, если авиакатастрофа произошла по вине диспетчера (как в случае со столкновением самолетов над Боденским озером), аэропорта или других участников воздушного движения, родственникам придется ждать окончания длительного расследования причин происшествия и обращаться, возможно, в зарубежный суд.
С другой стороны, установленные пределы ответственности не будут применяться, если доказано, что вред произошел в результате «действия или упущения перевозчика, совершенного с намерением причинить вред или безрассудно и с сознанием того, что в результате этого, возможно, произойдет вред». Эта сложная формулировка позволяет родственникам погибших надеяться на более высокую компенсацию, но, так же, только после окончания расследования. Хотя четкие правила и инструкции воздушных перевозок в любом случае должны назвать лицо, ненадлежащее исполнение которым своих должностных обязанностей и стало причиной катастрофы. Но признает ли «самый гуманный», например, швейцарский суд это нарушение безрассудством – неизвестно.
Выплаты пострадавшим могли бы быть и выше, если бы Россия ратифицировала Монреальскую конвенцию, подписанную многими странами в 1999 году. Она предусматривает концепцию неограниченной ответственности. Независимо от вины перевозчика выплата может составить около 135 тысяч долларов (3,3 млн рублей). Если же компания не смогла доказать свою невиновность (действует презумпция вины перевозчика), то сумма выплаты вообще не ограничена.
Минута рубль бережет
В ближайшее время уже новый состав Госдумы приступит к рассмотрению еще одного законопроекта, ужесточающего ответственность авиакомпаний – увеличения штрафа за задержку рейсов.
Сейчас он составляет 25 рублей в час. Предложенные экс-депутатом Петром Шелищем поправки предлагают установить неустойку в размере трех процентов от провозной платы за каждый час просрочки. Эта санкция согласуется с Законом РФ «О защите прав потребителей». Учитывая, что даже самый дешевый авиабилет сегодня стоит не меньше 1,5-2 тысяч рублей, уровень ответственности за задержку рейсов вырастет минимум в два раза.
Но как и прежде, перевозчик не будет отвечать, если докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни пассажиров, либо иных форс-мажорных обстоятельств. Правила Европейского союза признают уважительной причиной задержки только погодные условия. Ведь добросовестная авиакомпания своевременно устранит неисправность самолета или предоставит резервный борт. Причем размер штрафов за опоздание более чем на два часа составляет от 200 евро до 600 евро. Эти штрафы можно потребовать и от российских перевозчиков, выполняющих регулярные рейсы в страны Европы.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
2 миллиона за труп авиапассажира
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ