Закон гарантирует право избирать и быть избранным всем гражданам. И заключенные СИЗО «Кресты» 2 декабря пришли к избирательным урнам. Правильнее, конечно, было бы сказать, что урны пришли к ним сами.
В знаменитом СИЗО один избирательный участок, но ящиков для голосования — целых четыре. Один — для сотрудников, другие для заключенных. По закону, те, кому еще не вынесено обвинительного приговора, голосовать могут.
Начальник СИЗО Сергей Худорожков весьма приблизительно назвал число тех, кто может поучаствовать в выборах, — около двух тысяч человек — впрочем, это почти все «жители». «Обязаловки» никакой нет, не хочет заключенный идти к урне — не идет, - заверил он. В прошлую кампанию по выборам депутатов петербургского ЗакСа «отказников» оказалось шестеро.
Первым к урне утром 2 декабря пришел сам начальник СИЗО. В отдельном помещении для голосования персонала изолятора отдать свой голос за ту или иную партию могут все, кто заступил в этот день на смену — представители ТИКа ждут около 80 человек с открепительными удостоверениями.
Заключенных выводят к месту для голосования покамерно. Участок не сильно отличается от обычного, условия приближенные к полевым, однако, по словам Вячеслава Страхова, председателя 17-ой территориальной избирательной комиссии, где и располагается участок № 482 (в «Крестах»), жестких правил по организации места для волеизъявления в учреждениях пенитенциарной системы закон не предусматривает. Когда на одном этаже все желающие проголосуют, урну, информационный стенд и кабинку для голосования переместят на следующий этаж.
Иллюзию воли поддерживают и достаточно странные для СИЗО объявления: «Для граждан, имеющих гражданство Российской Федерации, но не имеющих регистрации, работает участковая избирательная комиссия №76 по адресу: СПб, канал Грибоедова, 76».
О традициях воли в «Крестах» проходится забыть — никаких бутербродов и горячего чая тем, кто покинул участок, не предусмотрено. Обед, по словам Худорожкова, будет обычным - «хорошим», но не праздничным. Послабления предусмотрены только на Новый год и Пасху.
Конфуз получился с пропуском наблюдателей от различных партий. Представитель «Справедливой России» заблаговременно получил разрешение руководства ФСИНа на посещение режимного объекта. Представители ЛДПР тоже собирались, однако утром от них никто не приехал. Наблюдатель от коммунистов попал внутрь после долгих согласований. По данным пресс-службы ГУ ФСИН по Петербургу и области, все партийные штабы заранее предупреждали о процедуре.
P.S. Один из заключенных минуты четыре провел в кабинке для голосования. Руководство даже занервничало, мол, всякое может быть. Однако молодой человек спокойно вышел и опустил бюллетень. Но следующий за ним высунулся из кабинки с вопросом «Чем голосовать?». Оказалось, ручка бесследно исчезла.
Ксения Потеева,
Фонтанка.ру
фото автора