Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Туризм Лечу - плачУ, не лечу - плачУ

Лечу - плачУ, не лечу - плачУ

476
фото сайта sob.ru

Отечественные авиакомпании идут на разные ухищрения, дабы уклониться от исполнения жестких требований российского законодательства. Например, вместо платы за перевозку пассажирам предлагается заплатить за участие в маркетинговых и рекламных исследованиях авиакомпании. Такая политика крупных перевозчиков шокировала юристов.

Отечественные авиадискаунтеры идут на разные ухищрения, дабы уклониться от исполнения жестких требований российского законодательства. Например, вместо платы за перевозку пассажирам предлагается заплатить за участие в маркетинговых и рекламных исследованиях авиакомпании. Такая политика крупных перевозчиков шокировала юристов.

По действующему уже 10 лет Воздушному кодексу РФ пассажир может не менее чем за 24 часа отказаться от полета, а перевозчик обязан вернуть ему всю уплаченную за билет сумму.

Большинство авиакомпаний придумывают штрафы за возврат билета, хотя в законе прописано все предельно четко: пассажир имеет право «получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму». Дальше всех пошел авиадискаунтер ЗАО «Скай Экспресс». Теперь в большинстве дешевых тарифов вообще отсутствует «плата за воздушную перевозку». Вместо этого пассажир оплачивает «компенсацию расходов по рекламированию и дистрибуции воздушной перевозки, содержанию каналов приема платежей, а также рекламно-исследовательскому сопровождению». Согласно новым правилам авиакомпании, заказывая воздушную перевозку, пассажир соглашается принимать участие в маркетинговых и рекламных исследованиях. Возврат компенсационного платежа не производится, а плата за воздушную перевозку, которую обязывает возмещать закон, вообще отсутствует. Конечно, пассажир вправе и отказаться, – просто купить билет по тарифам значительно дороже тех, которые активно рекламируются.

Руководитель юридической службы Союза потребителей России Антон Недзвецкий был шокирован такой практикой воздушного перевозчика. По его мнению, тут можно ставить вопрос о заключении притворной сделки – она совершена с целью прикрыть другую сделку. Ведь фактически речь идет о перевозке, а не о маркетинговых исследованиях. Согласно гражданскому законодательству, в таких ситуациях суд будет применять правила касательно сделок, которую стороны действительно имели в виду (то есть Воздушный кодекс РФ). А значит пусть и через суд, но пассажир имеет шанс вернуть всю уплаченную сумму.

Есть и альтернативное мнение, также подтверждающее неправомерность действий перевозчика: «рекламно-исследовательское сопровождение» – навязываемая услуга. По Закону РФ «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одной услуги обязательным приобретением иных. Потребитель вправе возместить в полном объеме убытки, причиненные вследствие нарушения его права на свободный выбор.

Руководитель службы по связям с общественностью ЗАО «Скай Экспресс» Виталий Коренюгин отказался комментировать вопрос.

Возвращать полную сумму за билеты отказываются и другие авиакомпании. Например, Роману, который заблаговременно уведомил «Трансаэро» о невозможности совершить полет, вернули примерно 2/3 уплаченной за билет суммы, не дав никаких разъяснений.

Логично предположить, что, предлагая дешевые билеты, компании надеются на свойственное большинству пассажиров безразличное отношение к своим правам. Даже когда они грубо нарушаются (например, рейс опаздывает на десятки часов, теряется багаж и т.д.), только единицы пишут претензии, еще меньше доходят до суда.

Ситуация с возвратом билетов обострилась после введения в действие новых Федеральных авиационных правил, принятых Минтрансом. Согласно официальному тексту этого документа, опубликованного в «Российской газете», ничего нового в регулировании этого вопроса он не содержит: повторены и лишь немного уточнены положения Воздушного кодекса РФ.

Однако в офисе «Трансаэро» журналист «Фонтанки» смог ознакомиться с интересной редакцией этого же документа: в нем 241 пункт, а не 240, как в официальном тексте. Появился отсутствующий в «Российской газете» пункт 237: «При применении перевозчиком пониженных тарифов (ниже шестидесяти процентов от нормальных тарифов) перевозчик вправе устанавливать иной порядок возврата сумм при добровольном отказе пассажира от перевозки, о котором пассажир должен быть надлежащим образом уведомлен». Компания «Гарант» (изготовитель одноименной правовой системы) специально провела сверку документа и подтвердила аутентичность опубликованной официальной версии текста. Возможно, именно из-за этой ошибки авиакомпании и отказываются выполнять требования закона?

Суды, чаще всего, удовлетворяют требования пассажиров к авиакомпаниям, а иногда и сами перевозчики, получив обоснованную претензию, не желают усугублять конфликт, выплачивают положенную сумму. Например, по 10 тысяч рублей компенсации морального вреда было взыскано судом с «Трансаэро» в пользу 37 пассажиров рейса из Хургады, который задержался почти на сутки. А петербуржец, чемодан которого из Барселоны прилетел с недельным опозданием, получил от этой компании почти 7 тысяч рублей без обращения в суд.

В Росавиацию и Роспотребнадзор уже обратились пассажиры, обманутые несколькими отечественными авиакомпаниями. Решения этих надзорных ведомств должны быть приняты в начале декабря.

Павел Нетупский,
специально для «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях