Выборы в России начались с 1989 года. Не считая короткого думского периода 1905-1907 годов. Российская культура и не пыталась создавать серьезные работы на эту тему. Лишь однажды советская власть экранизировала заокеанского Уоррена. В целях критики. И... создала произведение искусства. Картину можно показать сегодня. Нужно. Но я бы на месте власти этого не делал.
За рубежом тоже не так уж много глубоких литературных исследований по природе и технологиям выборов. Последнее и самое яркое, и вновь made in USA, — это «Хвост виляет собакой». Больше всего фильмов у американцев. И с грандиозным преимуществом опережает всех Роберт Пенн Уоррен.
1946 год: вышел в свет его роман «Вся королевская рать». Он написал книгу о результате дьявольского прозрения и презрения. Помните? Падший ангел попросил у Бога милости. Сатана сказал: «Позволь людям самим создавать для себя законы».
И вот человечество дожило до демократии. Говорят, лучшей из худших форм правления. И девиз фундаментального героя романа — губернатора Вилли Старка стал следующим: «Добро можно делать только из зла, потому что больше его просто не из чего делать».
По книге Уоррена Голливуд снял три фильма. В 1949, 1958, 2006 годах. СССР с пленкой «Беларусьфильма» - один. Но в трех сериях. Но какой! В 1971 году на телевизионном экране появились Жженов, Козаков, Демидова, Папанов, Ефремов, Плятт, Евстигнеев, Дуров, Лаврова... Они рассказали устами американского классика о власти. Конечно, это был государственный заказ. На журналистском сленге — джинса. И тут гений режиссеров Ардашникова и Гутковича сыграл злую шутку. Фильм стал эталоном представления любого современного человека о выборах на территории власти народа. Как «Ревизор», «Три товарища» и далее по космическому списку, «Вся королевская рать» готова быть снята и поставлена везде и в любое время вновь. Кроме Ирана и Северной Кореи.
Когда мы смотрели последнее выступление Путина в “Лужниках”, мне вспомнились строчки Уоррена: «Это был Бог на крепостной стене, смутно видневшийся над меркнувшим хаосом и кровавым паром политической борьбы. Это был глас, предзнаменование, стихийная сила, как Миссисипи, наладившаяся прорвать дамбу». Еще бы немного неуверенности “Единой России” - и президент неумышленно мог бы процитировать Старка: «У нас в городе начинается небольшая заваруха между мной и гиеноголовыми. Вы знаете, о ком я говорю. Я вам скажу, что они говорят о вас, получая по пять долларов из вашего кармана. Они говорят, что у вас куриные мозги, если вы выбрали меня губернатором штата. А может быть, у вас и впрямь куриные мозги?! У меня не спрашивайте — я лицо заинтересованное, но я задам вам вопрос и хочу получить ответ! Обманывал я вас когда-нибудь? Стоп! Не отвечайте, пока не заглянете себе в душу и не увидите правды! Потому что правда — там! Не в книгах и не в сводках законов на бумаге. Правда — в ваших сердцах! Отвечайте! Я заглянул в ваши лица, о Господи! Я увидел знак: я вижу кровь на луне, бочки крови! Дайте мне топор!»
Работа Уоррена напрямую исследует и генезис средств массовой информации. Главный герой картины - корифей журналистики, преуспевающий Джек Берден не скрывает, что он «мальчик на побегушках, откапывающий дохлых кошек, ищущий мух, запеченных в рисовом пудинге».
- Вот за это мне и платят, - ухмыляется он.
Когда же даже нанятую прессу спрашивают: «Говорят, вы с губернатором вот так (поднимая сжатые указательный и средний пальцы)?” - “Единственный человек, с кем губернатор «вот так», - это сам губернатор”, - отвечает специалист по пиару на выборах.
Сам властитель трезво оценивает своих подчиненных: «В нашем правительстве половина — рабы, а другая — мерзавцы. Рабы в Законодательном собрании. А мерзавцы у меня в администрации. Иногда они работают по совместительству. И правительство стоит».
Без клюквенного патриотизма позволю заявить, что советская экранизация сильнее и глубже. Но, в отличие от трех штатовских, ее невозможно найти. Нигде. Даже в редких специализированных магазинах. И конечно, никакого заговора тут нет. Просто мы забыли. Не Уоррена. А искусство.
Но это ничего. Во-первых, не уверен, что фильм показали бы аудитории-2007. Во-вторых, забвение — лучшая банковская ячейка. До поры до времени.
Искусство никого не учит. Но влияет. Если приходит время.
Евгений Вышенков,
заместитель директора АЖУРа
All the King's Men
Написать комментарий
Вышенков Евгений
Заместитель главного редактора "Фонтанки.ру"ПО ТЕМЕ
Станьте автором колонки