Предприниматели больше не должны отвечать за нарушения, совершенные своими поставщиками, а также доказывать собственную добросовестность. Сегодня Высший Арбитражный Суд России фактически восстановил презумпцию невиновности коммерческих фирм. Налоговые органы уже не первый год пытались навязать бизнес-сообществу обязанность проверять партнеров и отвечать за их грехи.
Правовую основу для такой политики заложили сами высшие судебные инстанции, сформулировавшие понятие «недобросовестный налогоплательщик». К таким фирмам – «врагам народа» можно было не применять сроки исковой давности, нарушать установленные при проведении проверок правила, игнорировать иные ограничения. Конституционный Суд России, вводя понятие «недобросовестности», напомнил о необходимости соблюдения их презумпции невиновности. Но налоговики стали признавать «врагами народа» практически всех, открыто нарушая права предпринимателей.
Не ведаю, кто он
В течение многих лет эта проблема чаще всего затрагивала экспортеров, желающих возместить из бюджета якобы уплаченный поставщикам НДС. Компании, работающие на внутреннем рынке и играющие с различными схемами, фискальные органы в недобросовестности обвиняли значительно реже.
Исключением стало ООО «Опт-стекло». Фирма приобрела у двух поставщиков для перепродажи листовое стекло. Проверяющим компания представила надлежаще оформленные счета-фактуры, бухгалтерские книги и иные документы. Но налоговики не признали уплаченный НДС и расходы в связи с совершенными поставщиками нарушениями (якобы они не платили налоги в бюджет). Суды, рассматривающие дело в апелляционной и кассационной инстанциях, поддержали этот довод. Они признали ООО «Опт-стекло» недобросовестным налогоплательщиком, поскольку договоры были заключены с фирмами-«однодневками», не сдающими отчетность, руководители этих организаций не находятся по месту регистрации, отсутствуют доказательства перевозки товара.
Компания дошла до Высшего Арбитражного Суда России, который напомнил о презумпции невиновности, хотя это понятие в настоящее время отсутствует в Налоговом кодексе РФ: «Действующее налоговое законодательство не предусматривает возложение на налогоплательщика неблагоприятных последствий действий контрагентов. Право на вычет не поставлено в зависимость от результатов хозяйственной деятельности поставщиков товара при осуществлении налогоплательщиком реальной хозяйственной деятельности. Доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что компания при выборе поставщиков не проявила должной осмотрительности и осторожности, налоговой инспекцией не представлено», – заключила судебная коллегия, готовящая дело к рассмотрению.
Судьи обратили внимание на противоречивость самих доказательств: якобы несуществующие поставщики продолжают работать, сдавать отчетность и уплачивать налоги. Все эти документы есть в деле, но и налоговики, и суды их игнорировали.
В списках не значится
В течение нескольких лет после дефолта 1997 года фискальные органы пытались повторно взыскать уплаченные через так называемые «проблемные банки» налоги: компании сдавали платежки, с их счетов списывались суммы, но в бюджет ничего не зачислялось. Действительно, некоторые фирмы и даже крупные корпорации использовали «серые схемы», отмывая огромные суммы через полуразвалившиеся банки.
Под «зачистку» же попали добросовестные компании, которые сами стали жертвой банковского кризиса. Например, один из питерских издательских домов, счет которого оказался в «СБС-Агро». В 2004 году инспекция по Кировскому району припомнила ему пропавшие в этом банке налоговые платежи и, накрутив огромные пени, предъявила требования. Компания оспорила действия налоговиков в суде, который не нашел в действиях издателей никаких грехов. Вступившее в законную силу судебное решение инспекция игнорировала. По словам генерального директора компании, небольшие суммы время от времени списываются, причем даже официального требования или иного документа получить не удалось.
Основной довод налоговиков в этой и аналогичных ситуациях – компания знала о проблемах, а значит вела себя недобросовестно. Хотя во многих обанкротившихся банках были «захоронены» средства бюджетных учреждений и даже пенсионного фонда, руководство которого (в то время ПФР возглавлял Михаил Зурабов) никто не обвиняет в недобросовестности. А как малые предприятия могут знать о ненадежности коммерческого банка? Центральный банк РФ присваивает каждой кредитной организации специальный показатель надежности, но эта информация не публикуется.
Летом этого года налоговая служба начала информационную кампанию под лозунгом «Проверьте, не рискуете ли Вы и Ваш бизнес?». Бизнесменам предлагается перед заключением договоров «пробивать» партнера по базе адресов, по которым зарегистрировано много юридических лиц. Видимо, предполагается, что это все «однодневки». Только не ясно, как результатами такого поиска можно пользоваться. Например, в доме 47 по проспекту Стачек находится аж 110 юридических лиц (!), в том числе ОАО «Кировский завод».
В еще один «черный список» петербургские налоговики внесли более 40 тысяч организаций, длительное время не представляющих отчетность. Это более объективный критерий надежности, но поставщики ООО «Опт-стекло» ему бы не соответствовали.
Кубок неприкосновенности
Каким же компаниям можно верить? 14 августа 2007 года была вручена Национальная премия «Налогоплательщик года», учрежденная, как указывалось в многочисленных публикациях, налоговым ведомством.
Но в минувший четверг руководство Федеральной налоговой службы официально опровергло свою причастность к указанной премии, а также запретило подчиненным на местах проведение подобных конкурсов, «поскольку их результаты могут ввести в заблуждение иных налогоплательщиков и дать номинантам необоснованные конкурентные преимущества». Возможно, руководство фискального ведомства взбудоражил скандальный факт: директор ОАО «Хакасгаз» – номинанта премии «Налогоплательщик года» - меньше чем за неделю до торжественного мероприятия был признан виновным в сокрытии денежных средств от уплаты налогов и приговорен к условному сроку заключения!
Аналогичную награду уже три года вручают и в Санкт-Петербурге. В апреле из рук губернатора ее получили 20 крупнейших налогоплательщиков города.
Павел Нетупский, специально для «Фонтанки.ру»
Бизнес-партнеров реабилитировали
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ