В Петербурге немало фирм, которые предоставляют услуги по оформлению различных документов. Паспортов в том числе. Насколько законна деятельность подобных организаций, решать правоохранительным органам. Наше дело - проинформировать. Вот, например, в самом центре культурной столицы, на Невском проспекте, находится организация с громким названием "Юридическая консультация "Невский, 88", которая, судя по рекламе, занимается регистрацией и всем, что с этим связано. Последствия обращения в такую контору, не являющуюся государственным учреждением, могут быть самыми не предсказуемыми. Это, к сожалению, не сразу поняла одна из наиболее признанных мастеров российской рок-фотографии, друг и фотограф музыкантов группы «Кино»: став клиенткой «Невского, 88», она не получила обещанный паспорт и осталась без денег.
Обещали паспорт...
В нашу редакцию пришло письмо от некой Натальи Халл, которая утверждала, что в юридической консультации «Невский, 88» (название - от номера дома, в котором ООО и находится) пообещали сделать российский паспорт взамен украденного, на основе которого потом могут сделать и загранпаспорт. Просто Наталья в 1994 году уехала в Англию, получила британское гражданство, старый загранпаспорт у нее просрочен, российский – украден. В Россию, где у нее осталась мать, Наталья приезжает по туристической визе как иностранная гражданка. В «Невском, 88», по словам обратившейся в редакцию, с нее взяли десять тысяч рублей. Сказали, утверждает Наташа, что российский паспорт будет готов через четыре месяца, то есть в апреле сего года. Но в апреле, когда Наташа пришла забирать паспорт, оказалось, что, увы, паспорт не готов. И не готов он был еще много-много раз, когда миссис Халл звонила в эту контору уже из Англии. То договор какой-то куда-то не дошел, то ответ на какой-то запрос не пришел.
Многие сейчас мысленно задали бы резонный вопрос: а зачем вы, милая Наталья, туда вообще обратились? Вы ведь от гражданства российского не отказывались, так и пришли бы, как «белый человек», по месту регистрации в территориальный пункт УФМС, подали бы стандартный набор документов на паспорт РФ: справку из милиции, что старый украден, форму 9 из жилконторы, две фотографии. Российский паспорт уже был бы готов в течение 10 дней со дня подачи документов. А потом и загранпаспорт бы оформили. И деньги бы сэкономили, и время. И вообще: частные структуры не могут выдавать документы государственного образца.
Но миссис Халл уехала из России больше десяти лет назад, откуда же она знала, что государственная бюрократическая машина чуть сбавила свои обороты? И многое у нас стало попроще. Да и потом, тогда, в 80-е, за продажу рокерских фотографий Наташу, как она говорит, не раз арестовывали, и наверняка ей хотелось избежать заново тесного общения с правоохранительными органами. Да и времени на все это не было.
А может, Наталью просто ноги сами привели в эту юридическую консультацию. Ведь на Невском, 88, – тот двор, где живет Борис Гребенщиков. Учитывая то, что Наталья Халл – она же Наташа Васильева – по сути, первая женщина - рок-фотограф в России, близость организации к дому великого БГ, видимо, тоже сыграла свою роль.
В общем, все необходимое для получения паспорта (тот самый стандартный набор вместе с фотографиями 3х4) Васильева-Халл презентовала еще в конце октября прошлого года специально обученному парню из «Невского, 88». Парня звали Алексей. Просто Алексей. Фамилия его так и неизвестна, ведь в договоре он ее не указал.
Полученный Наташей на руки договор является шедевром правового творчества. Согласно документу юридическая консультация обязуется оказать «информационно-консультационные услуги» по «устной консультации». Но это только в договоре, который многие обычно невнимательно читают. А на словах, утверждает Наташа, Алексей обещал помочь с оформлением паспорта, в связи с чем в графе «расход на производство», не стесняясь, нарисовал шесть тысяч рублей. Оплата «консультаций третьих лиц», подразумеваемая работниками ООО как общение с сотрудниками УФМС, обошлась Наталье еще в 4 тысячи. Итого десять тысяч. Это деньги, которые она отдала, надеясь на то, в чем, как она говорит, ее уверили - получить готовый российский паспорт.
....оказали устные консультации
Мы отправились в эту организацию на Невском, 88. Показали копию договора секретарю Анне и спросили, что она думает по этому поводу. У девушки, по всей видимости, случился эмоциональный стресс. То бледнея, то краснея, но пытаясь сохранять спокойствие, Анна сказала, что Алексей у них больше не работает. Она бы совсем по-другому составила договор. Она бы четко прописала, за какие услуги она берет деньги. Но вот незадача – Алексей тоже четко и ясно все расписал – он оказывал устные консультации. Но тогда у нас возник вопрос: какого… простите, надо забирать у клиентов документы, если вы тут все только консультациями занимаетесь? Этот вопрос оказался самым сложным.
На него нам ответ не дали. И все-таки нам было интересно: что это еще за производственные расходы во время устных консультаций? Тут Анна собралась и все-таки предположила, что, возможно, хотя она и не уверена, Алексей поехал в УФМС, потратил деньги на такси, а потом еще на бланки, а может, он вообще не смог поехать и послал вместо себя курьера, дав ему… шесть тысяч… Та-а-ак… То есть, несмотря на то, что в договоре отмечены какие-то устные консультации, сотрудник организации берет документы и прогуливается с ними по УФМС. В общем, история понятна. Возможно, кому-то и везет, и те получают свои паспорта, регистрации и что там они еще заказывают. Однако за сорок минут, пока мы находились в этой организации, человек пять позвонили с претензиями, что хотят вернуть деньги и паспорта, и примерно столько же приходили и недовольно восклицали на фразу сотрудников «будет готово через неделю»: «Еще через неделю?».
Вот уже год Наталья пытается добиться толку от этого ООО. Но из Лондона по телефону мало что может решить. Мы отчаянно пытались связаться с исполнительным директором организации «Юридическая консультация "Невский, 88" Маргаритой Касымовой, но попытки оказались безуспешными. Нас, наверное так же, как и всех клиентов, просили позвонить позже… позже… еще чуть позже.
Сапожник без сапог
Из Единого государственного реестра учета юридических лиц мы узнали, что генеральным директором и учредителем данной фирмы является Александр Евгеньевич Шишко. Он же учредитель еще около десятка разнообразных ООО. Сотрудник фирмы «Невский, 88» нам подтвердила, что Шишко действительно является их генеральным директором. Это весьма интересно, учитывая то, что господин Шишко несколько лет назад не раз мелькал в сводках ГУВД за проживание на территории России без паспорта или без прописки, а также за распитие спиртных напитков в общественных местах.
Потом мы снова наведались в эту юридическую консультацию. Теперь уже с Натальей, которая приехала в Россию навестить мать. На этот раз в «Невском, 88» ей пообещали вернуть документы. Через два дня вернули (но без справки из милиции, что советский паспорт украден), новый российский паспорт ей никто не выдал. Да и с чего? Ведь по договору ей оказывали устные консультации.
Васильева-Халл также рассчитывала вернуть деньги (ведь в договоре было указано: «Исполнитель обязан вернуть Заказчику ранее внесенную оплату за фактически не оказанные услуги (невыполненное поручение)». Наталья ведь считала, что она оплатила услуги по получению паспорта. Ее попросили написать заявление на имя генерального директора фирмы, все того же Шишко Александра Евгеньевича, с просьбой вернуть деньги. Обещали рассмотреть в течение семи дней.
Пока за руку не поймаешь...
С юридической стороны к подобным фирмам никак не придерешься. Ведь по сути, обращаясь к ним, по договору вы платите, повторимся, только за устные консультации. Даже сам начальник УФМС по Санкт-Петербургу и ЛО Юрий Буряк, по словам пресс-секретаря Управления федеральной миграционной службы Дарьи Новиковой, однажды позвонил в такую фирму. Сказал, что хочет оформить какие-то документы, которые на самом деле может выдать только ОВИР. Узнал, сколько это будет стоить, а потом назвал себя и сказал, что сейчас же к ним приедет. На том конце провода человек остался невозмутимым и… пожелал приятной дороги. Да и зачем переживать?
На многочисленных интернет-форумах можно обнаружить достаточно критики в адрес таких фирм. Наиболее распространенные претензии: деньги за будущие документы проводятся по кассе, а документы «теряются», и потом клиентов кормят «завтраками»: завтра, завтра, завтра. Интересно, что, несмотря на большое количество обманутых клиентов, такие организации почему-то держатся на плаву не один год. Видимо, не без помощи… Выезжают они также, скорее всего, за счет постоянных клиентов. Кому-то нужно гастарбайтеров оформить в большом количестве на стройку, кому-то еще для каких-то нужд народ нужен. Вот таких клиентов не кидают, и все делают в срок. То есть очереди для них занимают и помогают бумажки нужные быстро заполнить. А придет какой-нибудь бездокументный, наобещают ему с три короба, и он уйдет радостный и вдохновленный, еще не зная, что он просто заплатил за «устные консультации».
Когда прошла неделя после нашего последнего визита в «Невский, 88», мы с Наташей пришли туда снова. То, что деньги не вернут, и так было ясно, но надежда у Васильевой-Халл все же была. Конечно, вернуть деньги в этой юридической консультации отказались. Однако между корреспонденткой «ТС» и сотрудницей ООО произошел интересный диалог, в ходе которого выяснилось, что готовые паспорта можно получить прямо у них, и, как сказала одна из работниц, по имени Татьяна, «сегодня 4 паспорта принесли готовые». Дальше выяснилось, со слов девушки, что эти документы принесла паспортистка ОВИРа. Но так как мы сами этого не видели, то вполне может оказаться, что у девушки просто хорошая фантазия. Ведь как мы уже знаем, никто в ОВИРе не работает с частными фирмами, и паспорт люди получают в паспортном столе.
Мария Стрижевская
Полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 19 ноября 2007 года.
«Свой-чужой» в паспортном столе
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ