Что-то зачастили англичане снимать фильмы про своих любимых королей и королев. Правда, мотивы, которые сподвигли режиссеров на создание биографических опусов о великих мира сего, абсолютно разные. Например, Стивен Фрирз в своем оскароносном фильме «Королева» стремился показать, в какую сложную ситуацию была поставлена королева Великобритании, когда погибла принцесса Диана. С одной стороны народ, яро ненавидящий «семью убийц», а с другой СМИ, требующие комментариев и накаляющие страсти. В общем, режиссеру удалось задуманное – зритель пожалел и даже частично полюбил Елизавету Вторую. Кроме того, ее рейтинг после истории с Дианой заметно поднялся. Спасибо Фрирзу.
Но сейчас речь пойдет о Елизавете Первой. Режиссер Шекхар Капур снял очередной фильм о жизни этой «женщины, королевы, войны». Если первый его фильм назывался «Елизавета» и был посвящен тому, как героине Кейт Бланшетт пришлось бороться за престол Англии, то «Елизавета: Золотой век» расскажет зрителю, как жилось 25-летней королеве после этой борьбы.
1585 год. Елизавета Первая, королева – девственница, как ее называют в Англии, на престоле. Ее верный советник и друг Сэр Фрэнсис Валшингам (перекочевавший из первой части Джеффри Раш) советует своей королеве выйти замуж. Начинаются смотрины: русский царь Иван Грозный (королева морщит носик), шведский принц (королева закатывает глаза) или же молодой кузен главного врага протестантской Англии короля Испании Филиппа Второго. Конечно, для государства было бы выгодно, если бы Елизавета обвенчалась с последним. Но не тут-то было. На этих смотринах появляется дерзкий и отважный пират Вольтер Рэйли (Клайв Оуэн) – просто воплощение самого романтичного героя любовного романа. Он очаровывает королеву своими рассказами о новой земле (открытие Америки) и об океане. Елизавета влюбляется в пирата–красавчика как простая наивная девушка. Но они не могут быть вместе – она же королева, а он всего лишь морской разбойник. А тут еще и любимая придворная дама заводит с объектом тайных желаний королевы роман. Да и Мария Стюарт, хоть и находится в заточении, но все равно плетет интриги с надеждой свергнуть Елизавету. Стоит ли говорить о короле Филиппе Втором, который будучи ярым католиком, возомнил себя святой инквизицией и собирается выразить «праведный гнев», послав свои войска в Англию. В общем, зритель не соскучится.
Конечно, основной канвой сюжета является судьба государства, находящаяся в руках сильной женщины. Но режиссер в очередной раз позаботился и о том, чтобы показать внутренний мир королевы. Елизавета обладает недюжими талантами и положительными чертами характера, у нее весьма обострено чувство патриотизма и любви к народу. Когда ее советники говорят, что всех католиков-англичан надо казнить во избежание бунта, она отвечает: «Я не буду наказывать свой народ за их убеждения. Только за проступки». Однако, когда речь заходит о ее личном счастье (королева влюбляется), все интересы страны сразу забываются и уходят на второй, а то и на третий план. Слава Богу, что Елизавета все-таки вспомнила, что она не просто влюбленная женщина, а королева и стала бороться за Англию с испанцами. Но у испанцев уже и легендарная армада наготове, и войска уже наступают в устье Темзы…
В целом картина получилась довольно красивой – костюмы, быт, культура Англии 16-ого века просто завораживают. Да и актерская игра очень хороша – оскаровские лауреаты Кейт Бланшетт, Джефрри Раш и Клайв Оуэн знают свое ремесло.
Вот, правда, сцена последнего боя кажется слишком пафосной. Ладно когда Елизавета в доспехах на белом коне произносит душещипательную речь, обращаясь к своим воинам. Но вот, когда героиня Бланшетт в ночной рубашке стоит на обрыве скалы у бушующего моря и смотрит на войска испанцев, а потом вдруг все тучи на небесах расходятся и на королеву падает солнечный свет, а в этот самый момент войска Англии начинают побеждать – явно перебор.
Впрочем, оставим суд над исторической точностью специалистам и насладимся красивым фильмом о женщине, благодаря которой в Англии наступил золотой век.
Валерия Петрова,
Фонтанка.ру
Опять королева...
ПО ТЕМЕ