Сейчас

+4˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+4˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 2

1 м/с, с-з

773мм

94%

Подробнее

Пробки

1/10

Сергей Шуб: Хочешь зарабатывать - играй!

472
ПоделитьсяПоделиться

Театральная реформа, которую запускает с нового года петербургский комитет по культуре, вызывает бурное обсуждение в театральном мире. «Фонтанка» пообщалась с директором театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергеем Шубом — именно в «Балтдоме» будет главный плацдарм эксперимента среди драматических театров.

- Я бы сказал так – это не совсем эксперимент. Это постановление правительства Петербурга об установлении штатной численности театров Санкт-Петербурга в действии. В этом документе почти всем драматическим театрам на 10 процентов сокращено штатное расписание. В приложении сказано: рекомендовано сокращение творческого персонала. А трем театрам – нашему, Мюзик-холлу и Театру кукол - предписано сократить персонал на то количество, сколько у них артистов. В нашей основной труппе и в театре «Фарсы» это 69 единиц.

- Почему именно вы попали в список этих трех?

- Это надо спрашивать у начальства. Одна из версий, что город вложил большие средства в нашу реконструкцию. Что он ждет более эффективной творческой отдачи от этого здания. Может быть, дело еще в том, что мы давно работаем как Театр-фестиваль. У нас большая фестивальная деятельность, разные труппы, традиция приглашать самых разных режиссеров из Европы и России. Мы уже и так не совсем традиционный коллектив с точки зрения того театра, который создавался в советские времена – труппа, худрук, репертуар и т.д. Поэтому на нас и возложили эту миссию.

- Подумали, что вам это будет пережить легче?

- Да, что именно на нашем театре можно проверить эффективность этой системы. Суть ее в переводе артистов с бессрочных договоров на гражданско-правовые договоры. Актер получает оплату за конкретную работу.

- То есть – за роль в спектакле?

- Да. Это уже наше ноу-хау – у каждого актера будет столько договоров, сколько ролей он играет. На каждую роль у него будет свой контракт. Мы с ним садимся и определяем - сколько он хочет, сколько стоит его участие в спектакле. Надо сказать, что с рядом артистов мы уже заключили соглашения на довольно высокие по петербургским меркам деньги.

- Если не секрет, то какой это порядок цифр?

- Есть артисты, которые за выход на сцену будут получать и три, и четыре, и пять тысяч рублей. За один выход на сцену! Они будут получать не усредненную сумму от 8 до 11 тысяч рублей в месяц, как сейчас, а до 30 тысяч. Актеры, работающие много и интенсивно, будут хорошо зарабатывать. Даже на репетиционный период будут заключаться отдельные контракты. У этой системы хватает недостатков – гражданско-правовые договоры во многом отличаются от правовых… Действительно – не оплачивается больничный, не оплачивается отпуск. Но в пенсионный фонд мы платим. В фонд обязательного медицинского страхования – платим. Стаж идет. Насчет отпускных мы договорились так – условно говоря, договорились с актером на 1000 рублей. Платим ему 1200. При каждом своем выходе на сцену он зарабатывает еще и себе на отпуск. Так мы решили компенсировать недостатки этой формы договора. Почему, в принципе, я считаю что вектор правильный? Нельзя что-либо менять, сидя без движения. Наши актеры стали относиться к театру как хобби. Зарабатывая по 8 тысяч в месяц, нельзя серьезно заниматься профессией. Мне удивительны разговоры на тему «ах, мы лишаемся дома…». Знаете, как некоторые относились к своему «дому» в последние годы? Какое неудовольствие было, когда актеров назначали на новый спектакль. Ведь это отвлекает от возможности зарабатывать на стороне! Я их прекрасно понимаю.

- Сериалы, реклама?

- Сериалы, реклама, дискотеки – что угодно. Но теперь, когда мы стали составлять договоры, по которым деньги полагаются за каждый выход на сцену, актриса, которая отказывалась играть вообще, говорит – ой, а куда вы дели Анну Ивановну, я ведь играла её пять лет назад. Теперь артисты, мы уже видим это, хотят играть! Они будут больше уважать театр, где они работают. Да, кто-то будет получать меньше. Но стариков мы в беде не оставим, и будем им доплачивать гарантированные суммы, чтобы люди не нищенствовали. Мы, кстати, минувшей весной провели аттестацию и были вынуждены часть наших пенсионеров отправить в отставку – потому что были люди, которые вообще в театре не появлялись. А получали те же 10-12 тысяч. Но фонд заработной платы никто не увеличивает! Сейчас мы им все равно доплачиваем, и приглашаем на разовые роли. Актриса, которая больше всех сейчас жалуется, свои 10-12 тысяч все равно получает. Мы понимаем, что мы репертуарный театр, есть люди, много лет отработавшие в нашем театре, и мы им обязаны. Но главная идея – тот, кто много играет, много зарабатывает.

И молодые актеры, которые «пашут» и играют по 18-20 спектаклей в месяц, будут получать по 20 тысяч. Они смогут позволить себе жениться, родить ребенка. Самое смешное – больше всех сейчас «буянят» артисты, которые к театру относились как к пенсии при жизни. У нас артист Икс, нет большого секрета в его фамилии, работает диктором на «Зените», объявляет, кто забил гол. Нам же репертуар приходится составлять с учетом футбольных матчей «Зенита»! Мы по субботам не можем играть самый кассовый спектакль, потому что он на футболе. Костя Воробьев, который сейчас дает интервью, полное возмущения, легко уезжал на полгода на съемки, так что театр «Фарсы» не работал вообще. Потом «Фарсы» говорят, что им не дают играть. Но их не собрать! Воробьев снимается в кино, Игорь Копылов просто говорит «ой, не трогайте меня, не занимайте». Те, кто рассчитывал на пожизненную пенсию без необходимости работы, останутся у разбитого корыта!

- Такие актеры действительно не пропадут, больше опасений именно за «стариков».

- Их мы отправили на пенсию по аттестации еще в мае, это 6-7 человек. И всем им мы доплачиваем. Немного – 3 тысячи. Но 3 да 4 тысячи пенсионных уже семь. Плюс они играют в театре разовые роли. В нынешней команде пенсионеров нет. Положительное значение этой реформы еще и в том, что актеры могут почувствовать себя более свободными людьми. Раньше актер думал: я давно не играю, меня не ценят, не занимают – худрук плохой. Пожалуйста! Теперь ты можешь предложить свои услуги любому театру города! Ведь, в перспективе, многие перейдут на ту же систему. Но если тебя никто не берет, то ты поневоле задумаешься – а, может быть, ты не очень хороший артист?

Человек свободен в выборе. В Италии та же система, и при всех минусах никто не хочет возвращения к прежнему. А у нас театры живут до сих пор в доперестроечной эпохе. Как говорится - они делают вид, что играют, мы делаем вид, что им платим. Конечно, этот шаг болезненный, но тот, кто захочет работать, без зарплаты не останется. Мы никого не увольняем. Все переходят на договорную систему.

- Вся труппа?

- Всем предложено заключить гражданско-правовые договора на те роли, которые они играют. А дальше будем смотреть, кто более востребован, кто менее в новом репертуаре. Но это нормальная ситуация. А почему врачей никто не жалеет? Инженеров? Учителей? Чем артисты лучше? «Мы же люди без кожи!» - отвечают мне. Почему вы считаете, что именно вы без кожи? Почему врач «с кожей»? Вот и получается, что мы думаем обо всех, кроме зрителя. Могу сказать, что никого, кто серьезно относится к театру, мы не бросим, умереть с голоду не дадим.

Беседовал Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру

Ранее по теме:

Заштатные театры

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close