Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus А был ли "софит"?

А был ли "софит"?

573

«Длинновато и слишком много цирка», - так описал свое впечатление от церемонии вручения 13-й премии «Золотой софит» глава комитета по культуре Николай Буров. «Это был худший из «Софитов» по качеству организации», - говорят сегодня в Молодежном театре на Фонтанке. Впрочем, понять можно - именно их главному режиссеру Семену Спиваку досталось больше всего негатива.

«Длинновато и слишком много цирка», - так описал свое впечатление от церемонии вручения 13-й премии «Золотой софит» глава комитета по культуре Николай Буров. Цирка действительно хватало - и в качестве главного блюда шоу-программы церемонии, и в организационном плане. «Это был худший из «Софитов» по качеству организации», - говорят сегодня в Молодежном театре на Фонтанке. Впрочем, сотрудников театра понять можно - именно их главному режиссеру Семену Спиваку досталось больше всего негатива.

Семен Яковлевич получил специальный приз экспертного совета за возрожденный в рамках «Фестиваля одной пьесы» спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» 20-летней давности. Вызванный на арену Спивак сказал в микрофон традиционные слова благодарности за то, что оргкомитет отметил его работу, пусть и «20 лет спустя», попросил показаться народу и драматурга Людмилу Разумовскую, и стал ждать, когда ему вручат традиционную статуэтку. Ждал минуту, две, пять... статуэтку не выносили, а ситуация выглядела все более глупо. «Ну, мы пойдем тогда?» - обратился режиссер к ведущему церемонию «свыше» голосу. «Вам её доставят в театр, извините уж», - ответил глас.

Однако 31 октября в оргкомитете «Золотого софита» «Фонтанке» сказали, что никакого «софита» на самом деле Семену Спиваку и не полагалось. Мол, этот спецприз подразумевает корзину с вином и цветами (ее к концу «стояния» Семена Яковлевича действительно вынесли). И никаких статуэток. Что довольно странно, учитывая, что все остальные спецпризы ("Лучший дебют", "Творческое долголетие", "Многолетнее служение") «софитами» сопровождались.

«Действительно, Семену Спиваку после церемонии в оргкомитете сказали, что его приз не того масштаба, чтобы сопровождаться еще и символом премии; что никакой статуэтки не полагалось изначально. Но об этом можно хотя бы предупредить до церемонии, а так никто даже не понял, что происходит. К счастью, сам Семен Яковлевич воспринял происходящее с юмором, и в позу обиженного вставать не собирается», - сказала нам помощница главного режиссера МТ на Фонтанке. Действительно, происходившего на арене не понял не только режиссер, но и зрители, и ведущие церемонии.

В остальном же вручение «Золотого Софита»-2007 прошло, что называется, без сюрпризов. Все включенные в номинации спорные вещи, так и остались только номинантами. Например экспериментальный спектакль «Иваны» Андрея Могучего в Александринском театре, вызвавший бурю разных мнений — от уничижительной критики (например, известного театроведа Чирвы в «Петербургском театральном журнале»), до восторга. Или «Солесомбра» Театра Сатиры, «Подвенечная фата Пьеретты» «Приюта Комедианта» - два неожиданных и спорных произведения. Но выиграли другие — Додин, Эйфман, Мариинский, Крамер.

«Я слышал разные мнения — были и очень недовольные результатами премии, и вполне удовлетворенные. Но премия состоялась, тут сомнений нет. Что же касается «Александринского театра», то «Иваны» - это скорее не эксперимент, а его новое лицо. На «Золотой Софит» мог претендовать не только этот спектакль, но и многие актеры — например, Сергей Паршин. Возможно, они пали жертвой некоего обособленного поведения Александринки в последнее время. Она как-то замкнулась в себе в последнее время, стала совершенно самодостаточной в своих стенах. А ведь это петербургский театр», - сказал нам глава петербургского комитета по культуре Николай Буров, он же актер Александринского и один из членов номинационного совета «Золотого софита».

Возвращаясь к церемонии, впервые её вручение прошло не в театральном здании, а, как вы уже догадались, в Цирке на Фонтанке. Обыгрывая цифру 13-ть и преддверие Хеллоуина авторы церемонии (Вадим Жук и Юрий Александров) населили её всевозможной нечистью — от шекспировско-капустниковых ведьм до «Призрака в опере» (потерявшего, правда, где-то свою Кристину).

Открыла церемонию губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, которая, поздравив победителей, отметила, что на арене цирка выступать ей приходится впервые. "Правда, профессия укротителя мне знакома по работе с ленивыми и нерадивыми подчиненными. И вообще - работа губернатора напоминает работу на канате без страховки", - отметила Валентина Ивановна. Высказалась губернатор и по поводу творящейся чертовщины - «я человек несуеверный, а 13-ть цирковых метров — это счастливое число» (арена цирка — всегда 13 метров). Сняла сразу же Валентина Матвиенко и интригу по поводу специальной премии имени Товстоногова "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства", поздравив с ней Олега Табакова.

Конкурсные же премии распределились в основном между "МДТ - Театром Европы", театром Бориса Эйфмана и Мариинским театром. Мариинский взял обе премии в разделе "Музыкальный театр" - Лариса Гоголевская за роль "Электры" в спектакле "Электра" Джонатана Кента получила премию за лучшую женскую роль, а сам спектакль был назван лучшим музыкальным. Первое в принципе, не странно - Мариинский тут боролся только сам с собой. А Гоголевская, как уже писала "Фонтанка", блестяще справилась с одной из самых труднейших партий сопрано в мировом репертуаре. Режиссерское решение Джонатана Кента вызывает больше вопросов, но и он соревновался только с мариинскими же Бархатовым и Александровым.

Спектакль "Чайка" театра Бориса Эйфмана получил все три балетные премии - сам Эйфман был назван лучшим хореографом, а Мария Абашова (роль Нины Заречной) и Дмитрий Фишер (роль Константина Троплева) получили приз за лучшую женскую и мужскую роли. Балет Эйфмана оказался сильнее чем вошедшие в номинации балет Мариинского и Михайловского театров, — а кто спорить будет?

Театр музыкальной комедии был назван лучшим музыкальным проектом сезона "за возрождение классической оперетты" ("Веселая вдова", "Сильва", "Баядера", "Баронесса Лили"). За этим проектом видна мощная фигура директора Мариинского театра Юрия Шварцкопфа, одного из членов номинационного совета, но венгерское опереточное вторжение действительно стало заметным событием. Впрочем, вручавший премию режиссер Юрий Александров с широким жестом отдал свой личный «Софит», выигранный в прошлые годы, боровшемуся с Музкомедией «Карамболю».

Ну а больше всего, сразу четыре "Золотых софита", за спектакль "Жизнь и судьба" Льва Додина получил "Малый Драматический театр - Театр Европы". Сам Додин был назван лучшим режиссером, в борьбе с Валерием Фокиным, Андреем Могучим и Виктором Крамером. Имена остальных победителей можно прочитать здесь.

Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях