Жители Васильевского острова категорически против строительства на намывных территориях. Об этом они заявили на очередных общественных слушаниях. Василеостровцы потребовали провести референдум по этому вопросу. Они уверены, что все остальные жители Петербурга их поддержат.
Референдум нужен потому, объяснил руководитель инициативной группы жителей острова господин Киселев, что иначе ни до властей, ни до инвесторов не достучаться: они только делают вид, что интересуются мнением населения, а на самом деле проводят
слушания для «галочки». В пример он привел ответ заместителя главы администрации Василеостровского района Дмитрия Федорова на вопрос жительницы квартала, соседствующего с намывом, о том, будет ли учтен протест населения и будет ли прекращена реализация проекта. Чиновник пояснил, что остановить проект невозможно. Даже если все жители против, и намыв, и его гигантская застройка будут реализованы, можно лишь учесть некоторые замечания по ходу строительства.
А замечаний у «островитян» накопилась масса. Решив, что проекту самого Морского фасада было уделено достаточно внимания на прошлых слушаниях (напомним, что они прошли 1 октября 2007 года), петербуржцы задавали вопросы, связанные со строительством западного скоростного диаметра. Как рассказал главный архитектор ГУ "НИиПЦ Генплана СПб" Юрий Бакей, по планам скоростная магистраль разделит существующие территории и намытые 476 га. Запланировано также строительство двух развязок: северной, со съездом на набережную Макарова, и южной, с выходом на Шкиперский проток. Возможно, будет съезд и в центр Васильевского острова, на
Мичманскую улицу.
Большинство вопросов и протестов по поводу ЗСД поступило от жителей Морской набережной, окна домов которой выходят на стройку масштабного проекта. На слушаниях люди выстроились в очередь к микрофону. Отвечать им вызвалась заместитель директора ЗАО «НИПИ ТРТИ» (одного из разработчиков скоростной магистрали) Наталья Минина. Ее ответы возмутили василеостровцев. Больше всего жителей волновало, на каком расстоянии от их домов будет проходить ЗСД и есть ли какие-то нормативы, определяющие «санитарную зону». Оказалось, что нормы для строительства дороги под
домами «рассчетные», то есть не закрепленные в каком-либо законодательном акте, и вычислены проектировщиками исходя из различных факторов и особенностей данного района. Так, в этом случае, проектные организации определили расстояние от домов до ЗСД от 75 до 200 метров. Ближе к магистрали будут дома, рядом с которыми пройдут развязки.
Однако, по мнению Натальи Мининой, островитянам не следует волноваться: ведь им за счет концессионеров-строителей «диаметра» поставят новые стеклопакеты с абсолютной шумоизоляцией. Кроме того, по всей протяженности ЗСД выставят шумозаграждающие щиты и экраны. Сама же дорога будет углублена ниже основного грунта, чтобы ветер, дующий с залива, не выветривал автомобильный смог с дороги и не нес его дальше, в
город.
Жители послушали объяснения эксперта, но не прониклись уважением к современной инженерной мысли. Выяснив, что строительство Морского пассажирского терминала и ЗСД неизбежно, некоторые из присутствующих решили потребовать компенсаций: еще недавно они покупали квартиры с видом на залив, а теперь - на щиты ЗСД и жилье за магистралью. Жительница дома 15 на Морской набережной заявила, что с тех пор, как начались намывные работы, ее квартира упала в цене почти на треть. Она обратилась к инвестору намыва, компании «Терра Нова» с просьбой вернуть ей «разницу», чтобы она могла приобрести квартиру в другом хорошем районе города. Ее просьбу поддержали и другие жители, имеющие сказочную перспективу остаться за стеклопакетом с видом на трассу, - новые-то кварталы по плану от магистрали отделяет приличное расстояние и зеленые насаждения. Но, как и следовало ожидать, представители компании заявили, что не готовы рассматривать возможность выкупа квартир у недовольных жителей.
Для компании такое ожесточенное сопротивление жителей стало неожиданностью. «Терра Нова» сейчас занимается, по словам руководства, доработкой проекта, созданного американской архитектурной компанией Gensler. Как сообщалось ранее, эскиз, нарисованный американскими специалистами в целом понравился градостроительной комиссии Петербурга, но некоторые коррективы все же были внесены.
В частности, уменьшилась площадь застройки территории. Так как участок под Морской фасад представляет намыв, то размещение на нем 6 миллионов квадратных метров деловой и жилой застройки посчитали излишней нагрузкой. Поэтому площадь застройки было решено сократить до 4 миллионов. В итоге на намыве площадью 476 га появится 1,5 миллиона квадратных метров жилья, 670 тысяч квадратных метров офисных зданий, 55 тысяч квадратных метров гостиничных комплексов, 690 тысяч квадратных метров отдадут под общественную застройку. Как обещают проектировщики, на намыве построят 9 школ, 13 детских садов, 2 бассейна, несколько детских спортивных школ, больницу. 20 га оставят под зеленые насаждения. Новых жителей Морского фасада обеспечат паркингами на 9 тысяч машиномест (что, в принципе, не может быть достаточно для такой территории застройки).
Приоткрыли завесу тайны строители и над так называемыми «Австрийским кварталом» и островом City. В Австрийском квартале (проектировщики подчеркнули, что это рабочее название), расположенном к юго-востоку от пассажирского порта предполагается строительство выставочного и гостиничного комплекса общей площадью около 800 тысяч квадратных метров. Что касается острова City, который планируют намыть к северу от порта, там разместят деловые здания и офисы. Кстати, как подчеркнул на слушаниях
главный архитектор ГУ "НИиПЦ Генплана СПб" Юрий Бакей, его архитекурной доминантой может быть здание, не превышающее по высоте 120 метров. Основная же застройка будет 16-18-этажной.
Проект порта изменений не претерпел. Новый пассажирский терминал по расчетам сможет принимать круизные и паромные суда длиной свыше 300 метров и осадкой до 9 метров. Теплоходы будут швартоваться у семи причалов общей протяженностью 2108 метров. Порт будет принимать до 12 тысяч туристов в день.
Так выглядит Северная развязка
Так выглядит Южная развязка
Маша Могилевская,
Фонтанка.ру