Президиум Совета федерации профсоюзов Петербурга пожертвовал в пользу ФНПР свои доли в 4-х имущественных комплексах, которыми пользуется Гуманитарный университет профсоюзов «в целях повышения эффективности использования имущества». Общая стоимость этих объектов оценивается в десятки миллионов долларов, но право собственности на них фактически не зарегистрировано. Не исключено, что целью операции является решение этого вопроса. Ректор ГУП Александр Запесоцкий может упрочить свои позиции, избавившись от опеки петербургской федерации, которая вместе с ФНПР остается соучредителем университета.
Заведение под руководством Запесоцкого крайне болезненно расценивало интерес к своей деятельности со стороны профсоюзов. Это интересно только потому, что ГУП все же не частная лавочка, а по факту отлаженное коммерческое предприятие.
Пару лет назад Дмитрий Чернейко, в ту пору заместитель председателя Федерации профсоюзов Петербурга и области, соучредителя университета, неосторожно решил поинтересоваться финансовой деятельностью учебного заведения. Полученный ответ достоин того, чтобы опубликовать его в оригинале.
Трудно сказать, что университет имел в виду под печальным личным опытом Гарри Лысюка, возглавлявшего федерацию с 2000 по 2004 год.
Вечером 15 ноября 2002 года лидер профсоюзов, возвращаясь с работы, получил в подъезде своего дома по голове, потерял сознание и был избит. Типичная история. Правда, у потерпевшего ничего не пропало. Через пару дней Лысюк оказался в больнице, но еще до того, его навестили дома председатель ФНПР Шмаков и Александр Запесоцкий. Визит Шмакова — жест коллеги по профсоюзному движению. Запесоцкий, возможно, оказался за компанию.
После нападения Лысюку последовали звонки с угрозами. Неизвестные предлагали «вести себя по-другому». Как «по-другому» - Лысюк не понял. А через полтора года после происшествия он получил запрос на бланке университета с просьбой изложить свое мнение о событиях 15 ноября. Расскажите, спрашивали его: Вы были пьяны, в нападении виноваты московские лидеры профсоюзов, или кто-то из уволенных Вами сотрудников? А, может, Вы считаете, что к этому причастен университет? Странные вопросы, тем более, что Гарри Андреевич никогда не давал к ним поводов. Сам он утверждает, что в роковой вечер был абсолютно трезв, у него не было противоречий с кем-либо в Москве или здешнем окружении.
Не секрет, что университет профсоюзов под руководством Александра Запесоцкого приложил усилия к тому, чтобы сместить профсоюзного босса. Там даже проходило собрание коллектива с требованием отставки Лысюка. Председатель федерации также стал героем многочисленных публикаций в СМИ, как будто направляемых неведомой рукой. (Помните про прессу, которую легко использовать?)
Возможно, Гарри Андреевич совершил роковую ошибку, когда попытался разобраться в доставшемся ему наследстве. Например, взялся за изменение Устава университета, принятого в 1993 году. Камнем преткновения стал параграф о создании ревизионной комиссии, ежегодно отчетной перед учредителями (Федерацией Петербурга и Федерацией независимых профсоюзов России) и положение о том, что ректор не может взять кредит в сумме более 25 процентов от основных фондов без согласия собственников. Лысюк зачем-то настаивал на этих формулировках.
Еще одна история была связана с учебным центром туризма профсоюзов в Лахте, где находится платный Международный лицей Гуманитарного университета. После вступления в должность Лысюк обнаружил, что центр погряз в долгах и дело идет к банкротству. По его словам, платежи лицея не покрывали затрат на содержание и он настаивал на оплате реальных расходов. Дело было накануне нового учебного года. Так Лысюк стал врагом детей. По документам в Лахте и сейчас находится центр туризма, хотя еще в 2003 году комплекс в Лахте решением профсоюзов был передан в управление ГУПа. Обучение стоит от 660 до 840 у.е. в месяц в зависимости от условий проживания.
У Александра Сергеевича, между прочим, очень твердые принципы, когда речь идет о деньгах. В 2000-м году он отказался вернуть родителям деньги за обучение сына. Оплата была внесена, но студент умер до начала учебного года. «Потому что заплаченные деньги начинают действовать практически сразу», - объяснял профессор. Мать парня подала в суд. «Суд может делать все, что угодно. Для меня главное знать, что я поступаю правильно», - парировал Запесоцкий.
Как уже говорилось, ни на один из объектов, находящихся в распоряжении Гуманитарного университета профсоюзов, толком не зарегистрировано право собственности. Профсоюзы считают это имущество своим, государство, очевидно, имеет свою точку зрения. На деле распоряжается всеми объектами один человек. Это не только здания на Фучика, 15, где находится сам университет с Домом студентов, и комплекс в Лахте, но и общежитие с гостиницей на Ленсовета, 29, а также база отдыха «Озерки» на Суздальских озерах, переданная в пользование ГУП. Напрашивается вопрос: как платятся налоги с этого незарегистрированного имущества и доходов от его использования.
Сумму доходов мы оценивать не беремся. Приведем лишь цифры, которые дает сам университет. Здесь и в десяти филиалах по России и СНГ обучается 12 тысяч студентов, в том числе 3000 на дневном отделении. Ежегодно выпускается более 1100 специалистов. Студенты и их родители платят от 74700 до 140300 рублей в зависимости от выбранной специальности.