26 октября 2007 года в Михайловском театре началась серия, неброско названная администрацией «Звездная неделя». Открылась она совместным проектом Михайловского театра и Фонда возрождения старинной музыки - российской премьерой оперы «Борис Годунов» («Boris Goudenow») композитора Иоганна Маттезона.
Это – первая европейская опера на русский сюжет, сочиненная в 1710 году в Гамбурге знаменитым композитором эпохи барокко, учителем Генделя Иоганном Маттезоном. Прошедшая в пятницу премьера, по сути дела – перенос европейской постановки оперы (она прошла 30 августа 2007 года в гамбургском театре Сан-Паули), но надо сказать, что практика «заимствования» или «взятия напрокат» удачных постановок широко распространена на Западе, и ничего зазорного в этом нет.
Несомненно, что на выбор художественного руководства Михайловского театра повлиял успех «аутентичной» постановки «Boris Goudenow» в Европе. Решение ввести в репертуар академического театра барочное произведение, как объявлено в пресс-релизе Михайловского театра, было вызвано желанием администрации «представить зрителям и слушателям уникальный культурный «продукт», до сих пор не появлявшийся ни на одной российской сцене».
Но так случилось, что собственно Михайловский театр никоим образом к постановке и её музыкально-сценическому воплощению оказался не причастен, выступив в роли простого покупателя (например, 2 и 3 ноября эта постановка уже предстанет в Москве на сцене театра «Новая опера»). А, собственно, «виновниками» постановки барочного «Бориса» стали Фонд возрождения старинной музыки (организатор крупнейшего в России и Восточной Европе Международного фестиваля Earlymusic, существующего уже десять лет), осуществивший аутентичную постановку оперы Иоганна Маттезона, в которой принял участие международный состав музыкантов и танцоров.
Слово «аутентичная» применимо к этой постановке не вполне верно (при жизни автора опера никогда не ставилась); она сделана в традиционных уже канонах (чтобы не сказать – штампах) «барочной оперы», на Западе уже достаточно давно ставшей одним из направлений шоу-бизнеса. Например, головные уборы практически всех персонажей украшены огромными плюмажами из перьев, очень характерными для нарядов Фаринелли, Рубинелли и других кастратов – вокальных виртуозов, безраздельно царивших на оперных сценах в XVII-XVIII веках. Однако Маттезон (учитывая, видимо, «русскую специфику» оперы), написал вокальные партии в ней только для мужских голосов.
Сам выбор сюжета «Бориса Годунова» Иоганном Маттезоном (в то время – секретаря британского посла в Гамбурге), скорее всего, отражает повышенный интерес, возникший в Европе к России вскоре после победы Петра I над шведами под Полтавой в 1709 году. Но опера не только никогда не была исполнена при жизни композитора – ее партитура долгое время считалась утерянной: в 1938 году она была отправлена из Гамбурга в Дрезден в архив редких рукописей, который в годы войны был вывезен советской армией в Ленинград, а оттуда распределен по институтам культуры СССР. В 1999 году этот архив был возвращен Германии.
Помимо историко-музыковедческого значения данной постановки ее ценность заключается в том, что в России впервые осуществилась «комплексная» постановка барочной оперы, к чему мы не вполне привыкли. В частности, питерские меломаны смогли не только услышать оркестр в «стиле барокко», но и оценить «барочный» балет – который, возможно, даже и позабавил наших искушённых балетоманов своей простодушностью и примитивностью.
Руководителями проекта постановки в Михайловском стали музыкальный директор Андрей Решетин, режиссер-постановщик и хореограф Клаус Абромейт, художник-постановщик Штефан Дитрих, художник по свету Мартин Острейх и продюсер Марк де Мони.
Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» была написана почти на сто шестьдесят лет позже, чем «Boris Goudenow» – и «подняла» при этом такие пласты истории и психологизма в музыке, которые до Мусоргского вообще в опере не существовали. Но Мусоргский и ознаменовал своим приходом в оперу новое время. Параллели здесь неуместны: опера эпохи барокко всегда останется этаким милым сувениром; в то время, как опус Мусоргского останется шедевром на все времена.
Думается, что Михайловскому театру надо не только образовывать публику «старинным» репертуаром, но и «переставить» заново «Бориса» Мусоргского: оперу, актуальную во все времена и при любых режимах власти.
Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру
Российская премьера оперы Иоганна Маттезона «Boris Goudenow»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ