Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Как на ТВ борются за демографию

Как на ТВ борются за демографию

367
www.ctc-tv.ru

Вот уже около полутора лет в нашей стране существует так называемый пятый национальный проект «Демография». Основная его цель – сделать так, чтобы россияне рожали чаще и охотнее. При этом любой государственный муж, радеющий за исправление тяжелейшей демографической ситуации, в которой оказалась страна, понимает: мало пообещать каждой матери-героине вожделенные 250 тысяч. Необходима грамотная пропаганда семейных ценностей, а также культуры совместной жизни супругов и воспитания детей. Именно этим с недавних пор и стало заниматься наше телевидение.

Как ни странно, к государственным медиаресурсам в начавшейся пропагандистской кампании оперативно присоединись частные СМИ. Например, далекий от казенного пиара, официоза и политики вообще, «СТС» представил в новом телесезоне реалити-шоу «Верните мне маму» - программу, задуманную в качестве виртуальных курсов для отцов-одиночек.

До этого телевидение уже неоднократно обращалось к теме ценностей отцовства-материнства. Так, канал «ТНТ» (который также невозможно заподозрить в склонности к медийному обслуживанию кремлевских нацпроектов) выпустил аж несколько сезонов курьезной программы «Ребенок-робот». В ней всевозможные знаменитости вроде рэппера Сереги или Бориса Моисеева должны были нянчить механического малыша – этакого бэби-терминатора, обладающего всеми признаками живого грудника. Понятное дело, доверить настоящее чадо звездам, как водится, не отличающимся дисциплинированностью и любовью к здоровому образу жизни, никто бы не осмелился. И правильно – а то догадался же один из знаменитых участников программы напоить разоравшегося крошку-робота алкоголем.

Почти незамедлительно в эфире того же «ТНТ» появился проект, где родительские навыки отрабатывались уже на живых детях. Такой программой стало реалити-шоу «Няня спешит на помощь» - передача, что называется, не для слабонервных. Мало кто способен в течение часа эфирного времени наблюдать за тем, как до невозможности избалованные дети безобразно капризничают и на все лады измываются над безвольными родителями. К каждой такой несчастной семейке, терзаемой маленькими террористами, неизменно приходила на помощь телевизионная Мэри Поппинс. Железная леди - профессиональная няня и педагог с колоссальным опытом - быстро ставила распущенных детишек на место, а нерадивых родителей приучала к более собранному выполнению своих обязанностей.

Не забывало наше телевидение и об интересах самих малышей. В сентябре начал работу детско-юношеский канал «Бибигон», вещающий отдельными блоками на государственных телеканалах «Россия», «Культура» и «Спорт». Пока нельзя сказать что-либо однозначное об этом необычном для нашей стране медиаресурсе. Слишком уж размытой представляется концепция канала, который одновременно ориентирован на зрителей как четырех, так и семнадцати лет. Вот и соседствуют в программе передач «Бибигона» мультик под названием «Вершки и корешки» и документальный фильм, посвященный судьбе Евдокии Лопухиной.

Новая программа «СТС» куда ближе к реальной жизни. Более того – положенная в ее основу бытовая ситуация, когда отец по тем или иным причинам должен заменить детям мать, нынче довольно актуальна. Ведь, по сути, все последние годы мы наблюдаем не просто очередную волну феминизации, а тотальный крах патриархального уклада. Женщины сегодня стоят во главе транснациональных компаний, руководят государством, занимают посты министров. Мужчине же все чаще приходится осваивать роль не только домохозяйки и няньки, но и – уж извините – проститутки и стриптизера. А что? Возмужавшие, ставшие самостоятельными дамы также хотят отдохнуть душой и телом.

Иными словами, созданный в кинофильме «Служебный роман» Андреем Мягковым образ замученного жизнью отца-одиночки сейчас все более актуален. Кстати, в сфере кино и телевидения также произошли определенные гендерные метаморфозы. Их главный итог однозначен: сакральный, тысячелетиями существовавший в различных цивилизациях культ матери, хранительницы очага вытеснен новым типажом - амазонкой, сильной женщиной, бизнес-леди, наконец. Никита из культового фильма Люка Бессона, бритоголовая героиня певицы Славы из «Параграфа 78», персонаж Анастасии Заворотнюк из «Кода Апокалипсиса» – вот лишь некоторые знаковые порождения феминизированной массовой культуры.

В шоу «Верните мне маму», правда, берутся вполне обычные семьи: мужчины в них работают, женщины – растят детей. Создатели проекта предлагают участникам безобидный эксперимент: мать на некоторое время должна покинуть дом, и отцу в течение суток придется нянчить родное чадо. Уходя, женщины набрасывают для своих мужей нехитрый список заданий: покормить ребенка, погулять с ним, поиграть, уложить спать. После этого дамы удаляются в расположенный за городом роскошный spa-санаторий, откуда они будут следить (с помощью телевизионной картинки, естественно) за действиям мужчин. Кроме того, за не больно-то умелыми попытками отцов (а в большинстве случаев это люди до тридцати лет) справиться с капризничающим чадом наблюдают также ведущий программы Максим Дрозд и штатный психолог проекта.

Все эти наблюдатели дают весьма любопытные комментарии. Так, мамы то и дело охают: мол, кто так нашей дочурке хвостик заплетает? Дама-психолог пытается вести себя более солидно. Например, глядя на то, как папаша, высыпав на пол все детские игрушки, собирает с дочкой конструктор или кормит свой цветок жизни супом, она делает далеко идущий вывод – отец якобы подчиняется воле ребенка и теряет над ним контроль. Это, наверное, мышление по Фрейду.

В ходе программы в квартиру к усатым няням заходит ведущий Дрозд, приносящий какое-нибудь совершенно нелепое задание – скажем, смастерить для мамы ожерелье. Понурому папаше приходится брать чадо в охапку и покорно брести в ближайший магазин за нитками и бисером.

В целом, действие нового проекта довольно размеренно. Здесь, фактически, не происходит ничего, что могло бы привлечь аудиторию. Дети (не в пример малолетним участникам шоу «Няня спешит на помощь») отличаются почти образцовым поведением, не устраивают чудовищных истерик и не кидаются на родителей с кулаками. Отцы, слава богу, не накачивают малышей вином и пивом. Тем не менее, в ста процентах случаев итоги телевизионного эксперимента оказываются неутешительными для мужчин: зрители в очередной раз понимают, что никакие отцовские старания не заменят ребенку маму. Ради подчеркивания этой общеизвестной морали, пожалуй, и затевалось все шоу.

Папы, конечно, усердно возятся с отпрысками и не отходят от них ни на секунду. Но досадные проколы все-таки случаются. То, идя с ребенком на площадку, родитель забывает взять ведро и совок, то оденет чадо неправильно, а то и вовсе заснет прямо посреди чтения сказки. Когда шоу подходит к концу, и отдохнувшая в спонсорском салоне мамаша возвращается домой, зрители вздыхают с облегчением: ребенок снова в надежных руках.

«Верните мне маму» можно назвать общественно полезной телепрограммой. Нынче подобный эпитет – большая редкость для нашего телевидения. К развлекательному ТВ он неприменим вовсе, а посему новое шоу «СТС» определенно заслуживает вашего внимания. Смущает лишь заглавие проекта. Только бессердечные люди могли сделать названием развлекательной передачи пронзительную фразу, которая столь горько звучит в условиях современной России – страны, где в детских домах ждут свою маму миллионы брошенных детей.

Сергей Ильченко-мл.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях