Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Петербургская торговля – только для детей

Петербургская торговля – только для детей

433

Городское правительство разработало законопроект, который должен защитить детей от угрожающих их физическому и психологическому здоровью игрушек, фильмов, журналов, а также любой иной продукции. Исходя из буквального толкования документа всю подобную продукцию (в т.ч. сигареты и алкоголь) можно будет продавать только в специально отведенных местах.

Нормативы распространения (так именуются вводимые ограничения) устанавливаются в весьма благородных целях: защиты прав детей, содействия их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Более того, экспертизу игрушек предлагается финансировать из городской казны. Однако к «опасным» может быть отнесен практически любой товар, что означает запрет на его реализацию в обычных торговых сетях.

Пылесос детям не игрушка

Под продукцией законопроект подразумевает абсолютно все товары – книги, журналы, брошюры, буклеты, открытки, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, программы для ЭВМ, произведения декоративно-прикладного искусства, настольные игры, игрушки, игровые сооружения и т.д. – и иные виды продукции.

Продукция, которая может нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка признается «не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет». Кроме явно незаконной (пропагандирующей национальную, классовую, социальную нетерпимость, насилие и жестокость, порнографию, наркоманию и т.д.) под опасной подразумевается реклама алкоголя и табачных изделий (а, значит, и сами такие изделия), а также все иное, «что может нанести вред». Такие формулировки закона позволяют чиновникам с широким воображением признать пропагандой порнографии и футболку с плэйбоевским зайчиком, и лежащие на витрине овощного отдела бананы. Напомним, что неэтичной уже была признана реклама пылесосов со слоганом «Сосу за копейки» (слово «пылесос», согласно словарю, образовано от слова «сосать») и зубочисток под слоганом «Беру в рот» (а зачем нужны зубочистки?).

Продажа «опасной» продукции допускается только в специально отведенных местах. Где такие торговые точки могут находиться, будет определять правительство Санкт-Петербурга. Значит, те же футболочки должны быть изъяты из торговли. Нарушение этого порядка грозит частным предпринимателям штрафом в сумме до 3 тысяч рублей, а организациям-продавцам – до 5 тысяч рублей.

Правда, до применения карательных или административных мер по инициативе уполномоченных госорганов должна быть проведена экспертиза, которая и позволит определить степень опасности товара для ребенка. Ее может проводить Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПбАПО). Финансировать расходы будет город. Однако не определены способы публикации результатов экспертизы – при отсутствии надлежаще установленного порядка официального оглашения такой информации нельзя вменять в вину продавцу незнание.

Неясно, будет ли нести ответственность магазин, который продавал опасные товары до оглашения результатов экспертизы. Как производитель может оспорить выводы экспертов, кто может их проверить по требованию суда, и т.д.

Пистолетики – вне закона?

Желающие продавать игрушки для детей должны также провести их экспертизу. В отличие от действующей системы, когда производитель, импортер или иной поставщик должен сам оплачивать работу экспертов, законопроект перекладывает расходы, связанные с нормативно-правовым, научно-методическим, организационно-техническим обеспечением экспертизы игрушек, на бюджет Санкт-Петербурга. Исследовать их будет созданный при СПбАПО Центр экспертизы игрушек и иной игровой продукции. Исключение сделано только для компьютерных и электронных игр – порядок их экспертизы проект городского закона не определяет.

Напомним, что центр был создан в марте 2007 года. До этого городская прокуратура обратила внимание губернатора на отсутствие закона, «который бы в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей устанавливал нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет».

Правда, и в отсутствие такого закона органы прокуратуры успешно возбуждают дела об административном правонарушении в отношении магазинов, торгующих игрушками без заключения экспертов. Причем никто не утруждается доказывать, что продаваемые товары могли нанести или нанесли детям какой-либо вред – компаниям вменяется в вину формальное нарушение законодательства. Штрафные санкции достигают сумм в 10 тысяч рублей.

Ранее по теме:
За продажу игрушек, которые могут быть опасны, - лишь небольшой штраф
Детские игрушки под цензурой
Роспотребнадзор проверит китайские игрушки

Антон Одынец,
специально для «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях