Петербургский ТЮЗ представил окончательную версию своего руководящего состава в новом сезоне. Адольф Шапиро занял должность «руководителя художественных проектов». Все время находиться в театре он пока не сможет, так как должен выполнить контракты в двух других театрах. Людьми же, постоянно «живущими» в ТЮЗе, будут главный режиссер Арсений Cагальчик и молодой московский режиссер Константин Богомолов.
Петербургский ТЮЗ имени Брянцева представил окончательную версию своего руководящего состава в новом сезоне. Известный режиссер Адольф Шапиро после долгих совещаний с петербургским Комитетом по культуре занял должность, которая будет именоваться «руководитель художественных проектов». Все время находиться в театре он пока не сможет, так как должен выполнить контракты на постановку спектаклей в двух других театрах. Людьми же, постоянно «живущими» в ТЮЗе, будут главный режиссер Арсений Cагальчик и молодой московский режиссер Константин Богомолов.
«Рассказывать, кто такой Шапиро, бессмысленно – для того, чтобы узнать это, достаточно взять энциклопедию, - сказал глава Комитета по культуре Николай Буров. - Вчера состоялась первая встреча Адольфа Яковлевича с коллективом – труппа встретила его напряженно-возвышенно-звеняще».
В свою очередь, Адольф Шапиро не поскупился на комплименты театру: «Мое отношение к ТЮЗу связано с годами молодости, юности, с рассветом театра, с его замечательными спектаклями, на которых воспитаны многие петербуржцы. С деятельностью Зиновия Яковлевича Корогодского. Как всегда бывает, когда такой крупный лидер уходит из театра, театр проходит довольно сложный период. Во время этого периода работали замечательные режиссеры, которые ставили интересные спектакли. Но, как каждый организм, театр нуждается в постоянном обновлении. Я готов, насколько это в моих силах, помочь театру с этим процессом. Как говорил когда-то драматург Алексей Арбузов, нужно менять мизансцены. И не только на спектакле, но и в жизни». По словам Адольфа Яковлевича, именно жажда смены мизансцены, желание не останавливаться на свершениях, уже записанных в энциклопедии, и сыграла для него главную роль в принятии решения.
Сейчас перед новым руководством театра стоит задача привлечь к нему публику, найти новые формы общения с молодежью, заняться воспитанием нового театрального поколения. «Я буду счастлив, если через определенное время, пройдя какой-то путь с театром, выявится новый молодой лидер, который театр поведет дальше», - отметил Шапиро.
На ближайшие сезон-два намечены минимум 7 новых спектаклей: 4 на большой сцене и 3 на малой. Сначала выйдут «Отцы и дети» по Тургеневу – спектакль будет ставить Константин Богомолов. После этого петербуржец Николай Дручек, который закончил ВГИТМИК, а потом учился режиссуре в Москве у Петра Фоменко, будет ставить в ТЮЗе спектакль по знаменитой книге польского педагога и драматурга Корчака "Король Матиуш I". После этого бывший руководитель театра, Григорий Козлов, продолжит работу над спектаклем, который он уже начал – это «Ревизор» Гоголя. Макет сдан, костюмы тоже, и это будет последняя постановка этого сезона, возможно, переходящая на следующий. Уже после этого Богомолов будет ставить свой второй спектакль – сейчас идет выбор из двух названий: или это будет «Стойкий принц» Кальдероне, или «Муми-Тролль». «Скорее всего, в итоге будут поставлены оба, нам просто предстоит понять, в какой последовательности», - сказал Адольф Шапиро.
В Малом зале две работы из трех запланированных уже известны – «Сверчок на печи» Диккенса и «Подросток» Достоевского. Впрочем, может их будет и больше - одна из основных задач состоит в том, чтобы вернуть славу Малой Сцены ТЮЗа, которая была у неё во времена Корогодского. Там постоянно шли спектакли, это была площадка, на которой могли экспериментировать, пробовать свои силы молодые режиссеры. Затем новый «руководитель художественных программ» планирует познакомиться с молодыми драматургами Петербурга и сделать театр лабораторией новой пьесы, новой режиссуры.
«Для меня названные выше спектакли - программные, так как одна из задач, которая сейчас стоит перед театрами для молодых - это противостоять агрессии массовой культуры, поп-культуры. Сохранять высокий уровень традиций, в совмещении с новаторством. Лозунг, который я часто слышу по телевизору – «язык шопинга понятен каждому», висит надо мной как исчадие ада. Надо языку шопинга противопоставить другой язык – язык культуры и высокой литературы», - заявил Адольф Яковлевич.
Объяснил он и почему отказался принять из рук Николая Бурова должность художественного руководителя: худрук это человек, который день и ночь в театре – так, как было у самого Шапиро во времена рижского ТЮЗа. Адольф Яковлевич же должен выполнить контракт на постановку спектаклей в Малом театре и театре «Эт цетера», так как предложение пришло неожиданно. «В данном случае руководитель художественной программы - это человек, который вырабатывает художественное направление театра, помогает составить его репертуар, привлечь в театр молодые силы – режиссеров, художников, композиторов», - объяснил он.
Напоследок Адольф Шапиро заявил, что вне репетиций он абсолютный демократ. А вот на репетициях - не совсем : «Есть два места, в которых неуместна демократия – армия и Комеди Франсез. Значительная правда в этой штуке Наполеона есть».
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру