Сергей Бодров-старший, спустя два года после своей «Шизы», выпустил фильм, посвященный монгольскому завоевателю Чингисхану. Картина носит гордое имя «Монгол» и имеет не менее пафосный слоган «Скоро мир содрогнется от имени ЧИНГИСХАН». Знаменитый режиссер трудился над этой лентой в течение двух лет, но съемки проходили только летом. Он даже специально ездил к монгольскому шаману, чтобы просить благословения на съемки.
Бодров в данном случае выступил и как сценарист фильма. Любопытно, что он постоянно консультировался со специалистами по истории и культуре, для того чтобы создать более реалистичный опус. Однако, последнее ему удалось в самой меньшей степени.
Зритель получил возможность узнать подробнее о самых ранних годах будущего создателя Монгольской империи, а также понять, через что пришлось пройти Темуджину, чтобы стать Чингисханом. Но его жизнь показана отрывками: то зритель наблюдает, как девятилетний мальчик выбирает себе невесту, то как он, уже став мужчиной, скитается по бескрайним монгольским степям. Выбраны только ключевые моменты жизни Темуджина, но, парадокс - несмотря на это, фильм все равно кажется затянутым.
Исполнитель главной роли Таданобу Асано, несмотря на свое японское происхождение, прекрасно вжился в роль – критические стрелы вряд ли полетят в играющего монгола японца. Этот актер очень известен у себя на родине (он снялся более чем в 50-ти картинах), однако на российские экраны приходит впервые. Также хорошо справилась со своей задачей актриса, играющая жену Темуджина Бортэ - Хулан Чулуун. Ее, кстати, пригласили в самый последний момент. Актрису на эту роль подбирали очень долго. Свое желание сыграть Бортэ изъявила даже китайская кинодива Цзыи Чжан («Мемуары гейши»). Но создателей фильма она не устроила. И вот, буквально в последний момент, в Монголии случайно нашли Хулан Чулуун – студентку-журналистку. Но Сергею Бодрову она так приглянулась, что девушку немедленно утвердили на главную роль.
Режиссер картины заявил в Петербурге, что его задачей было «показать, какой на самом деле предводитель монголов, раскрыть его, как человека». Для этого и снимали специально на местах бывшей империи: в Китае, в Монголии, в Казахстане. Даже компьютерную графику использовали в самых редких случаях (в основном только в последней сцене финального боя). Однако все эти слова противоречат результату.
Во-первых, картина все же насыщена «волшебными штучками и фокусами». Например, сцена, в которой сбежавший Темуджин, помолившись богу небес Тэнгри, чудом освобождается от железных оков. Или, когда будущий завоеватель сбегает из тюрьмы, а на него не нападают собаки охраны. Во-вторых, образ Темуджина получился уж слишком романтичный и благородный. В нем не то чтобы нет ни капельки жестокости, его смело можно назвать романтичной душкой. Сложно поверить в историческую правдивость такого образа.
По версии Сергея Бодрова, завоевательская карьера Чингисхана началась со спасения из плена своей жены (и это несмотря на то, что монголы не воюют из-за женщин). Темуджин, забыв обо всех традициях, кинулся на помощь к возлюбленной, которую полюбил еще в девять лет.
В-третьих, интересно, что Темуджин по фильму вовсе не собирался завоевывать мир – он просто хотел навести порядок среди моголов, прекратить разбой, создать законы, которые бы все соблюдали. Ну и создал. Сбежавшим с поля боя – смерть, их близким – тоже. Только «заградотрядов» для полноты не хватает. Правда, надо отметить, что Чингисхан действительно первым отменил рабство у монгол, ввел неприкосновенность дипломатов и послов. Первым начал делиться добычей со своими воинами. Это исторический факт. Но при этом стер с лица земли многие царства.
В общем, образ Темуджина у Сергея Бодрова уж слишком благороден и положителен. Правда, в конце фильма, когда он уже практически стал правителем империи, на груди появился почти что гитлеровский орел. Так, легкое напоминание публике, что Чингисхан стоит в ряду кровавых диктаторов.
Валерия Петрова
Полмира за жену
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ