Шикарная красная яхта "Штандарт" стоимостью 8 миллионов евро пересекла российскую границу еще в июле. По закону, иностранным судам передвижение по российским водам категорически запрещено. Тут строго: либо перерегистрируйся и поднимай российский флаг, либо стой у причала отдыхай. По городу гуляют слухи, будто судно принадлежит одному из очень влиятельных бизнесменов Петербурга.
Представим шикарную ярко-красную моторную яхту стоимостью 8 миллионов евро. Конечно же, она сделана по индивидуальному заказу, она большая (длина 37 метров) и стремительная. Фантазии не хватит, чтобы представить, что в этой яхте есть внутри. Некоторое время такая красавица курсировала по рекам и каналам Петербурга, а потом вдруг была "задержана". По городу кто-то распускает слухи, будто виноват в этом... арестованный недавно одиозный предприниматель Владимир Барсуков.
Не будем продолжать интриговать. 27 июля российскую границу пересекла шикарная красная яхта "Штандарт" стоимостью 8 миллионов евро. Яхта передвигалась под британским флагом и управлялась итальянским капитаном Франческо Пеллегрино. За её борта цеплялись завистливые взгляды всех, кто попадался ей на пути до яхт-клуба «Лахта», где чудо-яхте полагалось отстаиваться до уплытия за границу. "Штандарт" был само совершенство. И что поразительно, был ввезён на территорию Российской Федерации без единого нарушения!
Использованный для этого таможенный режим "временный ввоз" предполагает, что иностранное судно приходит в наши воды и швартуется себе у какого-нибудь причала, где стоит и ждёт, пока хозяин сделает на территории России все свои дела. Это вам не машина, на которой приехал, покатался и уехал - иностранным судам передвижение по российским водам категорически запрещено. Тут строго: либо перерегистрируйся и поднимай российский флаг, либо стой у причала отдыхай – таков закон, относиться к которому можно по-разному. А то - подумать страшно - так в Неве иностранные подводные лодки со стратегическими ракетами на борту рассекать начнут!
Исключение возможно лишь в одном случае - если судовладелец получит специальное разрешение. О том, чтобы такое разрешение было у владельца "Штандарта", нам неизвестно. Зато известно другое: владельцем сверкающей игрушки является некая компания «Ilidia (Jersey) Limited». Доверенность на управление судном капитан Пеллегрино получил от поверенного «Ilidia (Jersey) Limited» Александра Васильева. Можем предположить: несмотря на загадочность словосочетания «Ilidia (Jersey) Limited», тому, кто пользуется "Штандартом", вариант "сделай свои дела и плыви обратно в Великобританию" категорически не подходит. Ну, в самом деле, зачем нужен у подъезда шикарный лимузин, если ездить приходится на метро?
Уже через несколько дней после появления в российских водах "Штандарт" стали замечать швартующимся у Финляндского железнодорожного моста. Не заметить это было невозможно по простой причине: красная яхта стоимостью 8 миллионов евро выгодно отличается от почти всего, что мы привыкли видеть в нашей акватории. А ещё люди видели, как в Петропавловскую крепость прилетал вертолёт, откуда выходил джентльмен в сопровождении многочисленной охраны, спускался к подогнанной яхте и рассекал на ней по Неве, шокируя великолепием и сильными волнами остальных участников морского движения. Кое-кому из очевидцев показалось, что этот джентльмен похож на близкого к "Петербургскому нефтяному терминалу" Сергея Васильева. Того самого, которого чуть не убили на Левашовском проспекте прошлым летом и обвинение в организации покушения на которого предъявлено самому топовому ньюсмейкеру региона Владимиру Барсукову.
Триумфальное курсирование иностранного судна по нашим внутренним водам продолжалось около месяца и, скорее всего, продолжилось бы ещё, когда бы не досадное сопадение: в Санкт-Петербург пожаловал владелец другой яхты "Штандарт" - намного менее шикарной, но более знаменитой - Владимир Владимирович Путин. Нет-нет, о конкуренции речи не идёт, просто перед приездом президента специально обученные сотрудники Федеральной службы охраны имеют привычку прогуливаться по тем маршрутам, по которым предполагается передвижение первого лица. В августе предполагалось, что первое лицо проплывёт на катере по Неве. В ракурсе исполнения служебных обязанностей появление великолепного "Штандарта" показалось вызывающим.
К пирсу у Финляндского железнодорожного моста прибыли сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам (структура МЧС) и попытались зайти на борт, чтобы проверить документы. Их вежливо, но решительно попросили удалиться с убийственной мотивацией: вам, уважаемые инспекторы, на борт иностранного судна вход запрещён! Следующую попытку логично предприняли пограничники с законным вопросом: мол, в каком это смысле "иностранного"? По российским водам только под российским флагом катаются! Для усиления аргументации с пограничниками прибыл вооружённый спецназ.
7 сентября "Штандарт" был задержан и без почестей препровождён на территорию зоны пограничного и таможенного контроля у Морского вокзала. Письменно был выписан штраф в 1000 рублей - за нарушение пограничного режима. Устно было высказано пожелание: валите-ка вы, ребята, в свою заграницу.
Штраф владельцы шикарной яхты беспрекословно заплатили, но покидать российские воды, судя по всему, не захотели - не на резиновой же лодке, в самом деле, хозяину "Штандарта" плавать! И тут случилось чудо: у красавицы яхты появился судовой билет № 194887, выданный петербургским Центром ГИМС и подписанный исполняющим обязанности центра Александром Камелиным.
Без ответов остались вопросы. Во-первых: как иностранное судно может получить российскую регистрацию? Это не вписывается ни в какие нормы законодательства и здравого смысла - нельзя быть зарегистрированным в двух странах одновременно. И, во-вторых: как может быть зарегистрировано прибывшее из-за границы судно без уплаты таможенных платежей?
По-видимому, ответы на оба вопроса одинаковые: ну не платить же государству таможенную пошлину! 20 предусмотренных в таких случаях законом процентов от 8 миллионов евро составляют 1,6 миллиона евро - чтобы расстаться с такой суммой, требуются веские основания. Пополнение казны таким основанием считать в наших бизнес-кругах не модно. Между тем судовой билет материален - он есть, и ответить на перечисленные вопросы придётся, хотя желающих, насколько нам известно, нет и не предвидится.
В "Петербургском нефтяном терминале" от комментариев отказались – не уполномочены.
Мы связались с человеком, которому капитан "Штандарта" Франческо Пеллегрино передоверил права на оформление документов по судну - даже Государственная инспекция по маломерным судам не может зарегистрировать судно на иностранного гражданина, - Александром Юрздицским. Александр Эмильевич нашим звонком очень обеспокоился: долго выяснял, в связи с чем мы заинтересовались "Штандартом", сказал, что шикарная яхта на самом деле не его, пригрозил обратиться в суд и от каких-либо конкретных комментариев отказался.
Хотелось бы ещё спросить господина капитана Пеллегрино: как это он выдаёт доверенность третьему лицу, если лично расписывался в том, что делать этого не будет, - такова стандартная форма при таможенном режиме "временный ввоз"? Но, к сожалению, как найти синьора Франческо, мы не знаем.
Не прибавил приятности и разговор с исполняющим обязанности начальника Центра ГИМС Александром Камелиным. Сначала Александр Михайлович сделал вид, что вообще не понимает, о каком "Штандарте" идёт речь, хотя именно его подпись красуется на чудесном судовом билете № 194887. А потом он свёл эту историю к недоразумению: мол, решил иностранный гражданин на своей яхте в Питере отдохнуть, не вышло, так он, обидевшись, уехал в Котку раньше срока временного ввоза.
Похоже, эту историю ждёт хеппи-энд. Например, злополучный билет № 194887 признают досадным недоразумением. Иначе некоторым высокопоставленным персонам придётся отвечать на вопросы людей в прокурорских мундирах, которые сейчас очень нервные - из-за реорганизации, связанной с созданием Следственного комитета Генеральной прокуратуры. Но это, скорее всего, формальная сторона вопроса - получить в данном случае "на халяву" 1,6 миллиона евро нашему бюджету вряд ли удастся.
Интригует перспектива "Штандарта". Удастся ли шикарному судну продолжать плавание в российских водах под иностранным флагом? Или "Штандарт" продолжит круизы по Неве с судовым билетом № 194887? Тогда как быть с неуплаченной таможенной пошлиной?
Пока мы пытались найти ответы на эти каверзные вопросы, по городу интенсивно распространялась мысль, под которой никто не поставил свою подпись: мол, всесильный лидер петербургского бизнес-сообщества Владимир Барсуков начал мстить Сергею Васильеву за арест и обвинение в организации покушения на него. Думается, когда до Владимира Сергеевича этот месседж дойдёт, он будет польщён тем могуществом, которое приписывает ему народная молва даже во время лишения свободы.
Герман Петров.
Полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 24 сентября 2007 года.