Официальное открытие движения трамваев по отремонтированному проспекту Просвещения прошло 19 сентября. На этот раз обошлось без показных красных ленточек и торжественных речей. Ровно в 10 часов к остановке подъехал новенький трамвай, который всего месяц назад вышел из ворот трамвайно-механического завода. Причём этот вагон был не специально подготовлен для церемонии открытия, а снят «с работы». К празднику один из трамвайных маршрутов, 57-й, переименовали в 100-й, юбилейный. Всего на нем будет трудиться более 30 новых вагонов, которые город закупил в этом году.
Глава Выборгского района очень гордится тем, что в его районе не было снято ни одного километра путей. Но самым большим праздником стал для него запуск ускоренного трамвая. А лет через пять, по его мнению, перенимать опыт в Петербург приедут уже французы, недавно открывшие третью трамвайную линию в Париже. Виктор Колесников поблагодарил лично главу Комитета по транспорту, поскольку в том, что «трамвай пойдёт в правильном направлении» очень много его заслуг.
Помогать преодолевать перекрёстки на отремонтированной линии трамваю будет спутник. Система контролирует движение вагона по маршруту и предоставляет всю необходимую информацию вагоновожатому. Одновременно она может включать трамваю «зелёную улицу», чтобы трамвай не простаивал подолгу, ожидая разрешающего сигнала, если выбился из графика. Включать же зелёный всегда нельзя, поскольку это вызовет заторы на близлежащих улицах.
Назвать отремонтированную линию скоростной нельзя. Для типичной трамвайной системы европейского города она, скорее, рядовая. Однако для Санкт-Петербурга, где практически на каждой улице движение трамвая искусственно ограничивают до 15 км/ч – это действительно ускорение. На проспекте Просвещения трамвай сможет разгоняться до 60 км/ч, при этом с учётом остановок средняя скорость движения составит свыше 20км/ч, что является очень хорошим показателем.
Теперь многие смогут добираться до метро гораздо быстрее. Интервал движения на «сотке» составляет 3-4 минуты, а значит, пассажиры могут выбирать – ехать ли стоя в неудобной маршрутке, или передвигаться с приоритетом в светлом салоне трамвая, где бегущая строка и автоинформатор сообщают названия остановок.
Глава ГУП «Горэлектротранс» Михаил Мочалов совсем недавно принял бразды правления. По его мнению, у электротранспорта есть все шансы вернуть себе потерянные объемы пассажирских перевозок. Однако сейчас самое главное привести в порядок то хозяйство, которое есть. Уже в конце осени должны побежать новые вагоны по обновлённому Лиговскому проспекту, по такой же линии ускоренного движения. Это позволит жителям Купчино тратить меньше времени, чтобы оказаться в самом центре города. К этому времени ГЭТ получит 4 трамвайных вагона-«гармошки», подобных тому, который проходил опытную эксплуатацию летом на 36 трамвайном маршруте. При сохраняющихся темпах закупок, по словам директора «Петербургского трамвайно-механического завода» Андрея Кабанова, его производство может поставлять более 20 сочлененных вагонов ежегодно, а также несколько десятков обычных вагонов.
Безусловно, что решить транспортную проблему в городе в целом всего одна трамвайная линия не сможет. Однако, по словам исполняющего обязанности первого заместителя председателя Комитета по транспорту Станислава Попова, сегодня город вплотную приблизился к решению её не на словах, а на деле. В разных районах начинают появляться пилотные проекты, которые покажут, какое решение является наиболее оптимальным. Однако совершенно точно, что это будут выделенные полосы для движения общественного транспорта. А через несколько лет эти разрозненные элементы должны соединиться в одну систему.
Между тем, недостатков на проспекте Просвещения ещё хватает. Например, на одном из участков строители «сэкономили время» и собрали пути на болтах, не сваривая рельсы, отчего ощущается всем привычный перестук колёс. Продолжается и благоустройство выделенной полосы, ещё не везде установлены ограждения. Однако у всех присутствующих при запуске линии было ощущение, что 19 сентября можно считать вторым днём рождения Петербургского трамвая. Спустя почти 100 лет он начал не отставать, а догонять своих зарубежных собратьев.
Юбилейный год стал для трамвая годом возрождения старых, но очень хороших традиций. Помимо новых вагонов, уже ставших привычными возрождённых маршрутных огней, «Горэлектротранс» одел в форму всех водителей и кондукторов. В сентябре-октябре спецодеждой обеспечат всех сотрудников предприятия, с которыми может столкнуться пассажир. Сегодня состоялась официальная презентация новой формы.
Владимир Федоров,
Фото автора
Фонтанка.ру