Тест-драйв автомобилей концерна «Даймлер-Крайслер», прошедший под Петербургом в минувшие выходные, позволил поразмышлять над тем, как в России появилось такое явление, как «джип», и дал возможность побеседовать с представителем одной из редчайших профессий – строителем трасс для испытания автомобилей. В мире насчитывается всего несколько профессионалов, обладающих лицензией на эту специфическую работу. В концерне «Крайслер», например, работает только один трек-мастер.
За 15 лет работы на компанию американец Вебб Арнольд объездил 35 стран мира, обустроил там, по его же собственным словам, не менее 200 трасс для тест-драйвов: «Три – в Таиланде, восемь в Китае, еще – в Сингапуре, Аргентине и так далее… теперь вот в России», - с гордостью уточняет трек-мастер. Два дня группа промышленных альпинистов из Москвы трудилась под руководством американца в Тосненском районе Ленобласти над трассой для желающих познакомиться с достоинствами автомобилей марки Jeep.
- Никаких особенных происшествий на моих треках никогда не было, - заверил Вебб корреспондента «Фонтанки». – Вот только в Бразилии женщина подвернула лодыжку, но она была не за рулем, и это было не на трассе, а рядом, - поспешно добавляет американец. - Это же моя работа – чтобы все было безопасно. Мне нравится доставлять людям удовольствие, я наслаждаюсь тем, что делаю. Это фантастически интересно! Кроме того, я фанат марки Jeep, которую Вы сегодня будете испытывать.
- Интересно, а на чем Вы ездите у себя дома?
- У меня Dodge Ram 3500.
- Это такая очень большая и мощная машина, - уточняет один из организаторов петербургского тест-драйва Евгений, который познакомил нас с американским специалистом. – У Вебба лошадиная ферма и такой автомобиль ему просто необходим.
- А о какой машине мечтает главный специалист «Крайслера» по трекам?
- Я бы хотел Wrangler Rubicon или Dodge Viper («Гадюка») с объемом двигателя 8,3 литра, - «поскромничал» Вебб (водители-профессионалы поймут, о чем идет речь, остальным сообщим, что машины эти, конечно, не самые крутые, но вполне мощные и статусные).
Приобщиться к статусу и фирменному стилю «Даймлер-Крайслер» на полигоне под Петербургом можно было только по приглашениям. Их распространяли среди потенциальных потребителей продукции американской компании. Среди участников тест-драйва - в основном мужчины от 30 до 40 лет. Хотя и многие дамы с удовольствием садились за руль джипа и заезжали на бетонные блоки, повизгивая от восторга, когда машина кренилась набок под углом в 40 градусов. Знающие люди утверждали, что Jeep не переворачивается, даже когда чиркает о землю своим боковым стеклом…
Концерн представил петербургским автолюбителя следующую линейку Jeep: Compass, Liberty, Grand Crerokee, просто Crerokee и «танчик» весом в три тонны Commander (зверь, конечно, хороший, но – на любителя). Двигатели - как бензиновые, так и дизельные. На всех автомобилях коробка передач – автоматическая. Автор этих строк прокатился на всех машинах, но пальма первенства – за четырехдверным Jeep Wrangler в комплектации Sahara. И совсем не потому, что ее предпочли многие знаменитости. Например, протеже Филиппа Киркорова Дима Билан - на днях он специально прибыл в петербургский автосалон, чтобы выбрать себе такую машину (в столицах все подходящие ему рэнглеры уже разобрали). И не потому, что Wrangler - машина имиджевая, многие известные в мире организации предпочли ее в качестве основного средства передвижения по бездорожью. И не только потому, что в Wrangler меньше электроники по сравнению с другими современными джипами. В конце концов, на вкус и цвет… Ну, нравятся кому-то практичные квадратно-брутальные джипы.
Кстати, о джипах. Это только в России так называют все большие машины повышенной проходимости. Хотя Jeep – это торговая марка и принадлежит она только одному концерну – «Даймлер-Крайслер». Как рассказали «Фонтанке» организаторы тест-драйва, история этого брэнда берет свое начало в середине XX века. По сути, Jeep – стал первым в США большим автомобилем повышенной проходимости, который предназначался для широких масс (армейские машины в расчет не берем). А название Jeep, будто бы, пошло от аббревиатуры GP - General Purposes, то есть машины универсального применения (для проселочных и шоссейных дорог).
Так уже получилось, что Jeep Grand Cherokee был одним из первых больших легковых автомобилей, которые проникли на российский рынок. В начале 1990-х годов машина пользовалась повышенной популярностью у представителей криминального мира. Потом в страну стали просачиваться и другие автомобили повышенной проходимости. Но по привычке все по-прежнему называли их джипами. Помните, как мы именуем все копировальные машины? Xerox. Хотя помимо этой компании подобную технику производят и другие. Похоже, это вообще наша национальная черта – переносить название техники одной торговой марки на все аналогичные агрегаты других производителей.
Ваш покорный слуга сам попался на эту удочку во время экспедиции «Русский поиск в Америке». Нам нужно было арендовать в Лас-Вегасе джип. И уже выбрали подходящий на стоянке арендной компании. Пришли к менеджеру и потребовали. На что получили ответ: «Джипов нет в наличии». «Как же так, вот же стоят на выбор штук десять», - возмутились мы. И тогда нам, наконец, объяснили, что джип – это только Jeep. И на стоянке их действительно не было. А всю линейку так называемых паркетников в Америке называют SUV (Sport Utility Vehicle). Для настоящих полноприводных внедорожников существует своя классификация. Впрочем, у нас не автомобильный журнал - в подробности вдаваться не будем. Добавлю только для тех, кто впоследствии захочет блеснуть эрудицией: Cherokee – это индейское племя, а ударение американцы в этом слове ставят на последний слог. Эту информацию нам лично подтвердил трек-мастер Вебб Арнольд.
Станислав Пылёв,
специально для «Фонтанки.ру»
фото Юрий Молоков
Liberty на качелях
Одно из самых захватывающих препятствий тест-драйва
Трек-мастер Вебб Арнольд сурово глядит на тест-драйв "чайников"
Чтобы прокатиться на четырехдверном Wrangler, участники тест-драйва выстраивались в очередь