Пользоваться интернетом можно будет только заключив прямой письменный договор с провайдером. Это предусмотрено новыми Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными правительством России 10 сентября. Впервые юридически закреплены понятия спам и вредоносное программное обеспечение.
Новые Правила будут регулировать предоставление услуг как гражданам, так и организациям. Они вступят в силу с 1 января 2008 года. Однако многие положения явно потребуют уточнения.
Вас это не касается
Еще в январе 2006 года правительством России были утверждены Правила оказания услуг связи по передаче данных. Они вызвали недоумение у пользователей – обязательное заключение с каждым пользователем сетей письменного договора и, соответственно, предъявления паспорта. Таким образом, российский сегмент всемирной сети фактически перестанет быть анонимным. Специалисты некоторых телекоммуникационных компаний поспешили подтвердить, что правила касаются предоставления услуг интернета по коммутируемым каналам (т.е., телефону). Чиновники Мининформсвязи дали иное заключение: принятые правила регулируют отношения абонентов и операторов только при оказании услуг связи по передаче данных (то есть IP-VPN, FR, ATM), на рынке IP-телефонии и т.д., а не при оказании телематических услуг.
Директор департамента госполитики в сфере инфокоммуникаций министерства Виталий Слизень обещал принять правила пользования интернетом в течение четырех месяцев. И вот этот документ появился, - спустя 20 месяцев. Понятие телематическая услуга в нем не закреплено. Юридическое определение было утверждено министерством связи еще в 2001 году. Телематические службы – факсимильные службы, службы электронных сообщений, голосовых сообщений, аудио/видеоконференции, доступа к информации, хранящейся в электронном виде. Проще говоря – доступ в интернет и хостинг.
Ваша карта бита – 2
Правила оказания телематических услуг связи по сути мало чем отличаются от документа, вызвавшего скандал полтора года назад. Вопреки заявлению Слизня о том, что «никто не говорит о необходимости предъявлять паспорт при выходе в сеть», и что «выход в интернет посредством модемного соединения по телефонным карточкам (dial-up-доступ) по-прежнему останется анонимным», новые правила практически исключают такую возможность.
В них четко указывается, что договор заключается путем осуществления конклюдентных действий или в письменной форме в двух экземплярах, один из которых вручается абоненту. Но с помощью конклюдентных действий (к ним, в частности, могут относиться авторизация карточки и т.п.) можно заключать только договор об оказании разовых услуг связи в пунктах коллективного доступа – интернет-кафе. Если же речь идет об использовании абонентской линии, то нужно сначала подать заявление, до месяца ждать ответа от провайдера, предъявлять документ, удостоверяющий личность и т.д. Никакой анонимности. Сами карточки оплаты никто не отменяет, но они могут использоваться только для оплаты услуг по уже заключенному письменному договору (также как используются карты для оплаты мобильной связи).
Учитывая, что с июля прошлого года доля «карточного» рынка неуклонно снижается, а, по словам некоторых провайдеров, этого рынка вообще нет, новый порядок заключения договоров вряд ли нанесет существенный удар по пользователям.
Но может возникнуть другая проблема – является ли телематической услугой предоставление почтового ящика на бесплатных серверах (mail.ru, yandex.ru, inbox.ru и т.д.)? Под формулировки приказа связного ведомства попадают «службы электронной почты». Если надзорные ведомства признают почтовые сервисы поставщиками таких услуг (пусть и бесплатных), то с каждым пользователем им придется заключать письменные договора. Либо это требование будет игнорировано, либо отечественные пользователи уйдут к западным провайдерам (на тот же Google Mail), на работу которых российские правила не распространяются.
Сетевые вредители
Под спамом правила понимают «электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту без его предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса».
Напомним, что федеральный закон «О рекламе» допускает распространение по сетям электросвязи рекламы только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. Но этот закон не распространяется ни на политическую агитацию, ни на разного вида некоммерческие сообщения. Кроме того, бороться с нарушителями рекламного законодательства должна Федеральная антимонопольная служба.
Руководитель петербургского управления этого ведомства Олег Коломийченко признался, что немного может сделать в борьбе со спамерами: «Если бы нам дали дубинку, мы могли бы противостоять безобразию, которое творится в интернете. Увы, проблема спама не только российская, а решается на международном уровне».
Кто будет бороться с вредителями по новым правилам - не совсем ясно. Провайдер может принимать меры по борьбе со спамом и вирусами, а также нести ответственность перед абонентом за действие или бездействие, способствующее их распространению. Но такие обязательства он принимает на добровольной основе. То есть, если в договоре или в предоставленной при его заключении информации не установлено, что провайдер отвечает за спам – предъявлять ему претензии за заваленный рекламными письмами ящик будет бесполезно.
С другой стороны, оператор вправе приостанавливать оказание услуг связи абоненту в случае нарушения им предусмотренных договором требований, а также вводить ограничение отдельных действий, если они создают угрозу для нормального функционирования сети связи. Значит, выявленного спамера или распространителя вирусов провайдер сможет просто отключить.
Не виноватые мы
А вот за любые сбои провайдер будет отвечать. Причем обязан будет возместить убытки абонента в полном объеме, а коммерческим организациям – еще и упущенную выгоду.
Разумеется, остается понятие форс-мажора – стороны договора освобождаются от ответственности, если докажут, что неисполнение или ненадлежащее исполнение договора произошло вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы. Вот только Гражданский кодекс РФ указывает, что к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов. А, значит, провайдер не сможет апеллировать к проблемам на линиях связи – «у нас все работало, а на магистрали был сбой». Владелец оной магистрали – партнер (контрагент) провайдера, а на правах пользователя эти отношения отражаться не должны.
Антон Одынец, специально для «Фонтанка.ру»
Договор против спама
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ