Кадровые перестановки на «Ленфильме» стали предметом обсуждения в среде кинематографистов. Прокомментировать смену «генералитета» «Фонтанка» попросила
кинопродюсера, кинокомпозитора и музыканта Андрея Сигле. Он высказал надежду на то, что после того, как «Ленфильм» возглавил Вячеслав Тельнов, ситуация там изменится к лучшему. И выдвинул свой, неожиданный, рецепт оздоровления – продать все павильоны «Ленфильма» на Каменностровском под элитную жилую застройку, а на вырученные деньги построить современную киностудию.
Наш звонок застал Андрея Сигле в аэропорту. Вместе с Александром Сокуровым он отправлялся на кинофестиваль в Венецию, получать очередной международный приз. Но наш разговор, вместившийся в паузу между паспортным контролем и отлетом рейса на Венецию, был посвящен не этому, а последним изменениям на «Ленфильме». Там работает и студия Сигле и Светозарова «АСДС», и компания Андрея Сигле «Proline-film» (она обеспечивает съемки фильмов Сокурова, Лопушанского, Овчарова).
- Андрей Рейнгардтович, глава «Ленфильма» Андрей Зерцалов покинул свой пост. В последнее время вы часто критиковали ситуацию на этой петербургской киностудии – этот кризис, по вашему мнению, был связан именно с личностью Зерцалова?
- На самом деле я бы не стал касаться конкретной персоналии Зерцалова. Собственно, о нем просто нечего говорить. Он, конечно, человек, который давно в кино. Представляет, что это такое. Пришел на студию прямо со съемочной площадки. Но «Ленфильму» требуется другой руководитель. Деятельный, энергичный, жесткий, деловой, понимающий и чувствующий перспективы развития кинематографа. Мне кажется, Вячеслав Тельнов - выбор вполне достойный. Он человек энергичный, действительно поднявший на своих плечах студию Горького, которая была не в слишком хорошем положении. Под его руководством она заняла свое место в ряду производящих студий города.
- Тельнов ведь документальным кино занимался?
- Нет, не только. Сейчас мы собирались делать вместе проект с Дебежевым, правда, у меня не получилось, но это художественный полнометражный и полнобюджетный фильм. От деятельности нового руководителя зависит очень многое. От того, насколько правильно он сориентируется в сложившейся ситуации. Насколько он сумеет правильно оценить настроение людей, которые работают на «Ленфильме». Общая ситуация с киностудией, это моё личное мнение, определяется тем, что та территория, на которой находится киностудия, превратилась в резервацию. Современный кинематограф, при его размахе и бюджетах картин, позволяет нам осваивать намного большие территории. Под застройку декораций, под хранение тех же самых декорационных материалов. Под натурные площадки. Все это должно быть значительно больше, чем площадь, которую занимает сейчас «Ленфильм». Этой территории не хватает. Либо нужно сохранить её и добавить к ней другую, либо переносить студию в новое место и думать уже и о транспортных проблемах, и о техническом парке студии, развитии этого парка и так далее. Именно этой проблемой вызвано центробежное движение, которое раскидало наших кинематографистов в разные части города. Фирма «Нева», которая очень серьезно занимается звуком, в свое время была вынуждена уйти с «Ленфильма». Сейчас она построила свою студию. Есть студия «ВЕК», которая находится также на Петроградской стороне. Но, опять же, не на территории «Ленфильма» и не работает на него. Получается так, что есть много больших серьезных компаний, которые, в принципе, должны бы были работать в одном производственном цикле. Их старейшая кинокомпания должна была объединять.
- Сейчас «Система» строит свою студию, у «Сварога» есть проект…
- Да, и она будет на Пионерской болтаться – тоже ни то, ни сё. На самом деле, очень логично было бы это всё объединить брендом «Ленфильма», старейшей студии страны, имеющей свои традиции. Должен появиться человек, который все это в одном кулаке соберет. Все должны находиться в одном пространстве, потому что, по большому счету, мы все делаем одно кино.
- Тельнов на это способен?
- Надежды на него очень большие. Сможет, не сможет – время покажет. Но он очень деятельный и порядочный человек. Я очень надеюсь на то, что наши надежды оправдаются.
- Как вы считаете – территорию на Каменностровском все-таки нужно сохранить при грядущей приватизации? Или можно от неё отказаться?
- У меня есть вполне определенное по этому поводу мнение. Территорию в центре города «Ленфильм» мог бы занимать в качестве презентационного офиса. Наверное, центральное здание студии именно в таком виде и нужно оставить. Принимать там иностранные делегации, проводить пресс-конференции, поселить там службы, занимающиеся пиаром. Там же должен остаться музей «Ленфильма». А остальную территорию, если бы я был облечен властью, продал бы за очень большие деньги. Она стоит бешеных денег.
- Здания там в большом упадке, если честно говорить…
- Я имею в виду территорию. А здания там все нужно сносить к чертям. Строить элитные дома. Запускать строительные компании, которые в этом заинтересованы. Небоскребы там строить нельзя, но такой квартал жилья в центре города может стоить дорого. А на вырученные деньги построить новую современную киностудию. Только это нужно продать честно! Так, чтобы это был открытый аукцион. Есть реальная возможность построить большую современную студию. Кстати говоря, и по поводу зоопарка нашего, надо бы то же самое сделать. Он находится в ужасающем положении. Я помню все протесты, но рождались они из опасения, что здесь-то все уничтожат, а нового ничего не построят. Те же самые опасения есть и по поводу территории «Ленфильма». Надо, чтобы все происходило гласно, чтобы продавалось не из-под полы. И ленфильмовцам всем объяснить что и ради чего делается. У нас всегда было пренебрежение к мнению людей, которые ради кино жизнь свою положили. А это совершенно недопустимо. Надо все объяснить и целенаправленно, жестко контролируя все доходы, построить мощную современную киностудию с современными павильонами, технической базой, цехами для производства декораций, пошива костюмов, хранения и того, и другого.
- Если сравнивать «Ленфильм» с «Мосфильмом», насколько мы отстаем?
- Вот, кстати говоря, пример жесткого и настоящего кинематографического руководителя. Карен Шахназаров просто образец для всех. У него была та же самая история при начале строительства «Мосфильма». В те смутные времена так же «раздербанили» всю студию по частям, там были разные объединения, подразделения с разными владельцами, счетами. Когда пришел Карен Георгиевич, он все жесткой рукой собрал опять под брендом киноконцерна «Мосфильм». И сейчас это очень процветающее предприятие. На его огромной территории строятся декорации и сохраняются для следующих фильмов. Мощное оборудование. На сегодняшней день это практически лучшая по техническому оснащению студия в Европе. Я знаю, о чем говорю, потому что мы принимали в этом достаточно активное участие. У нас же просто негде сохранить декорации, поэтому пришлось уничтожить все, что было сделано для «Вишневого сада». А то, что Карен Георгиевич построил для «Всадника по имени смерть» уже давно окупилось - там уже десятки картин сняты в тех же декорациях. Кроме того, туда просто водят экскурсии. В Петербурге тоже нужна большая серьезная кинематографическая площадка, потому что в городе снимать уже нельзя. В конце концов, у нас родина кинематографа, культурная столица. При этом важно привлечь и власти нашего города к этой идее, хотя киностудия федерального подчинения. Отсюда и какое-то безучастное отношение города к ней, и общая бесхозность.
- Хозяева в Москве.
- Да, платят коммунальные платежи – ладно. А умирают, не умирают – это город уже не касается. Конечно, есть надежда на нового руководителя, что он что-то сделает, чтобы мы могли конкурировать с Москвой. На сегодняшний день и техническая база петербургской студии, и менеджерское управление этой базой – в жутком упадке.
- Как вы считаете, уход Зерцалова связан именно с этой ситуацией, или с «приватизационными» скандалами?
- Последнее тоже сыграло свою роль. Вопросов к нему было очень много, а ответов на них никто не получал. Поэтому я думаю, что уход Андрея Борисовича связан, в том числе, и с этим, но и, наверное, просто время пришло. Время появиться новому руководителю, который даст возможность нашим кинематографистам снимать современное кино.
Беседовал Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Андрей Сигле: К Зерцалову были вопросы, на которые нет ответа
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ