Товарищ Маркс давно разъяснил, что когда капиталист видит 500 процентов прибыли, то планка у него падает. Именно эта нехитрая житейская мудрость сыграла злую шутку с Кумариным.
К 2004 году он легализовал свой бизнес окончательно и при упоминании его в качестве лидера тамбовского преступного сообщества уверенно выигрывал иск о достоинстве. И было время - забыл Питер, что Кумарин прикарманил в девяностые многое. И осталось бы так бесповоротно и безраздельно. И не назвал бы его Генеральный прокурор Юрий Чайка бандитом.
А теперь «вся Одесса говорит», что он покусился на чужое. Более того, взялся за старое и послал парней палить из автоматов в своего коллегу по прошлому рэкету - Серегу Васильева. И все это из-за кастрюлькиной новеллы о «Петербургском нефтеналивном терминале» ценой в полмиллиарда долларов. А мы так надеялись, что «прошло» и «не было» - равны между собой.
А ничто не предвещало беды.
Ах (!), если бы не пример российских олигархов. Которые к новому тысячелетию неправедно нахапали предприятия своих более слабых конкурентов. И показали всем зрителям, что за это им ничего не будет. Кроме лишних миллиардов в кармане. Потом, по-фронтовому перекурив, первая десятка Forbes принялась готовить преувеличенные пошлым манером активы к выходу на IPO.
Таким образом, Super лига дала пас высшей. По-разбойничьи свистнув из особняков на Лазурном побережье: «В прослойке бессовестных грешников нет». Самоорганизующиеся прохвосты завибрировали от возбуждения. Началось их шествие. Они учуяли 500 процентов. И осатанели.
Не устоял и Кумарин. Битый. С чудовищным опытом.
Странно и нелепо.
Но факт. Кумарин не мог скрыть раздражения двойными стандартами. Незадолго до ареста, он сорвался мне в своем интервью: «…когда пытаются отобрать всю лесную промышленность (Кумарин имел в виду мегабойню между «Илим Палпом», где работал нынешний вице-премьер Дмитрий Медведев, и «Базовым Элементом», возглавляемым Олегом Дерипаской. – Ред.), - это не рейдерство. А как коснулось «Петербургского уголка» (питерское предприятие, подвергшееся атаке тамбовского сообщества, хозяйкой которого является г-жа Шпакова - подруга Валентины Матвиенко. – Ред.), так это сразу рейдерство».
Публичные фразы Генпрокурора Чайки о мафиози № 1 - Кумарине были неожиданны. Умение смешить людей – черта, не свойственная прокурорам (впрочем, заплаканных тоже никогда не видел). Роль Чайки со словами породила новую интригу: перераспределит ли Власть бизнес-империю Кумарина.
Настоящей сенсацией будет отрицательный ответ. В таком случае мы вошли в новое время, когда можно на самом высшем уровне потрясать воздух кулаком в отношении кого угодно. И это не повлияет на состояние их благ.
Так что Чайка попал в западню. Сказав «А». Все, утомленные впечатлением, ждут «Б». По убогой логике обывателя обе литеры должны сидеть. Теперь.
На загадку пристально смотрят проблематики: отнимут у Кумарина все, как у Ходорковского, или ограничатся отсиженным, как с Мирилашвили? Вглядываются, примеряя к себе. Тем самым выдавая виновность трепетом. Ведь по профилям марксизма-ленинизма - все крупные состояния нажиты нечестным путем. А тут еще эпизод с Гуцериевым, «Русснефть» которого оценивалась недавно в 8 миллиардов долларов, но после объявления его в розыск с санкцией на арест упала до двух. Рентабельность «сделки» стремится к тем же 500 процентам. Правда, в пользу трона.
Отсюда крайне интересно многим коммерсантам будет узнать, что и с Кумариным и с Гуцериевым государство вело сепаратные переговоры. До арестов. Именно Кумарину было сделано несколько предложений о продаже жемчужины его холдинга «Петербургской топливной компании». Говорят, он лично встречался с хозяином «Лукойла» Вагитом Алекперовым, а президент «ПТК» Юрий Антонов беседовал с высокими чинами от «Роснефти». Разумеется, они пришли не самостоятельно. А после совета. Ну, скажем, в Администрации президента. И предложение покупки было не самоцелью. Кумарину была предложена комфортная схема расторговки ситуации: ты продаешь за рыночную сумму «ПТК» и уезжаешь в Европу с миллиардом. Мы покупаем и хлопаем себя по коленке с деланной горечью: «Ушел башибузук, Ришелье этакий!».
Отчасти такие предложения безнравственны. Но надо признать, что государство внешне благородно давало шанс. В смысле: чудак человек, продай кошелек, а то уронишь. Более того, брало все грехи на себя. А не предлагало выбор между погребением и кремацией.
Кумарин сквозь зубы дареного коня отказался с недвусмысленной тамбовской прямотой. Предчувствуя скорый конец. То есть, понимая, что доказать его вину не могут, но станут, он повторил известный афоризм Ходорковского: «Хотите сажать - сажайте!» Государство через паузу удручающе бодро выломало двери головой бога ОМОН. На нет и суда нет.
Так что беда сама не приходит. Ее надо выстрадать.
Единственное, что путает мозг, так это мотивация. Если это было политическое решение не ниже президента, к чему склоняются многие, то Кумарин не контролировал питерский парламент и не создавал лобби в Государственной думе. Решительно не мог указывать правительству Санкт-Петербурга. Значит, в контрполитике был непродуктивен. Если это экономический вектор, то при всем уважении к «ПТК» - это не та фирма (в красный день компания стоит $1,5 миллиарда), которая при сегодняшней раздутости рынка как-то влияет на нефтяную стратегию России. «Газпром», например, стоит 300 миллиардов долларов. Если это решение чистое - в рамках криминальной милиции, то для чего было устраивать шоу с десантом в 300 чайковцев? Любой нужный майор питерского УБОПа спокойно вызвал бы Кумарина в кабинет. А он бы явился. Если это предвыборная пиар-акция устрашения, то проведена она рановато. К думскому ноябрю все позабудется. Если это предсмертный аккорд Генпрокуратуры перед началом работы следственного комитета, дабы застолбить свою необходимость, то это немилосердно. К следователям комитета. Им придется сшивать наспех скроенное.
Скорее всего, виновна мифология. Кстати, она умышленно создавалась самим Кумариным и людом, принося дивиденды. А Кумарин, как символ мафии, силен тем, как его представляет народ. А народ состоит не только из костромских крестьян. Как ни странно, купцы, милиционеры и чиновники тоже им являются. И мыслят они в соответствии со скульптурными законами народной мифологии. Последние же подчиняются простым манихейским принципам: все, что произошло уголовноемкое, - все дело рук бессмертной мафии. А мафия - это Кумарин. Следовательно, Кумарин бессмертен и (шепотом) неподсуден. Так что памятник посадить нельзя. К тому же русского человека порядок тяготит, но заставляет мечтать о милиции.
Власть же этого мятежа спустить не смогла и материализовала фантазию. Возможно, осознавая, что это всего лишь мифология.
Евгений Вышенков,
заместитель директора АЖУРа
Кумарина победил Кумарин
Написать комментарий
Вышенков Евгений
Заместитель главного редактора "Фонтанки.ру"ПО ТЕМЕ
Станьте автором колонки