Вице-губернатор Александр Вахмистров сам борется с уплотнительной застройкой, решает проблемы обманутых дольщиков и лояльно относится к оппозиции, отправившей его на Луну. От читателей «Фонтанки» ему поступило больше сотни конкретных вопросов. Чиновник пожелал ответить на каждый, относящийся к курируемой им тематике. Подробные ответы на них появятся позже. Пока свое мнение по самым интересным из них он озвучил нашему корреспонденту.
- Вы один из немногих чиновников администрации Владимира Яковлева, который работает с Валентиной Матвиенко. Многим вашим прошлым коллегам по тем или иным причинам пришлось уйти из Смольного. Как вы нашли общий язык с новым губернатором четыре года назад?
- Трудно отвечать на такие вопросы. С Валентиной Матвиенко до ее прихода на работу в качестве полпреда президента по СЗФО не был знаком вообще. У нас не было пересечений по профессиональной линии. Мне кажется, что выбор Валентины Матвиенко был обусловлен одним: я занимаюсь только строительством всю жизнь и считаю, что достаточно профессионально. Мне все равно когда-нибудь придется уходить с этой работы, но я к этому отношусь философски и никогда не цеплялся за это кресло. Меня неоднократно приглашали работать в Москву. Но я считаю, что работаю в любимом городе и для меня это более важно, чем карьерный рост в столице.
-Через месяц будет запущена программа расселения «хрущевок». Должны быть расселены 47 кварталов. Есть ли опасения в успешности реализации этого проекта? Ведь попытки реновации уже предпринимались…
-Мы будем начинать с наиболее простых кварталов. У нас есть ряд вопросов и опасения. В первую очередь, волнует реакция жителей. Если они не захотят – заставлять мы их не будем. Должен быть момент общественного согласия. Будут вопросы по предоставлению жилья. Например, трехкомнатная квартира в «хрущевке» с маленькой кухней. В таких зачастую живут люди нескольких поколений – две-три семьи. Мы же не будем строить малогабаритные квартиры. Если жилье городское, то проблема снимается – мы предоставим жилье по нормам большей площади. С собственниками сложнее. Им будут предлагаться квартиры либо большей рыночной стоимости, либо метража. Это, думаю, станет краеугольным камнем преткновения. Все будет зависеть от нашего подхода и от того, как пойдет реализация первых проектов.
- Некоторые кварталы настолько сложны, что прямой выгоды инвестора просто не будет…
-Мы будем делать расчеты по каждому кварталу. По моему мнению, выгода инвестора очевидна. Если в квартале «хрущевок» 50 тысяч квадратных метров жилья, то потом тут будет построено 100-150 тысяч кв. метров. В этом выгода. Но другого пути и подхода нет. В сентябре программа будет представлена на правительство в виде закона и пройдет обсуждения в парламенте. По ходу дела будут всплывать вопросы и нюансы этого проекта, которые мы будем решать в рабочем порядке.
- Что скажете об уплотнительной застройке?
- Мы не принимаем новых решений по застройке. А сегодняшние так называемые «горячие точки» - это решения предыдущих лет. Губернатором дано указание провести инвентаризацию всех объектов, и по тем точкам, по которым истекли сроки проектирования, но оно не завершено, будут приниматься решения об отмене. Инвентаризация закончится в 10-ых числах сентября, комиссия по этому вопросу назначена на 12 сентября. После нее будет представлен список адресов на отмену. Кроме этого теперь при рассмотрении предложений о застройке не допускается размещение новых зданий внутри кварталов (без подхода с улицы) за исключением социальных объектов, школ, физкультурно-оздоровительных объектов и паркингов различных видов.
-То есть нынешнее правительство признает ошибочными ранее принятые решения? Тогда почему они принимались?
- Скорее нецелесообразными. Мы вынуждены были принимать такие решения, так как нужно было решать жилищную проблему в городе. Так же нужно было строить объекты торговли, так как тогда не хватало магазинов. В то же время из-за небольшого бюджета мы не могли себе позволить осваивать новые территории, объем инвестиций был значительно меньше, да и понятия такого не было, как торги на комплексное освоение. Мы не могли идти на застройку новых кварталов. Сейчас бюджет окреп, мы вышли на комплексное освоение и доказываем это не словами, а делами: это и юго-запад, и «Балтийская жемчужина», и «Северная долина». Плюс полная реконструкция кварталов.
- Еще одна городская проблема – это дольщики. Решились ли строительные компании на помощь гражданам?
- Одно могу сказать точно – бизнес повернулся лицом к людям. По конкретным адресам есть много вопросов, много тонких юридических нюансов. В конце года у нас будет полная ясность по всем объектам и каждому человеку.
- Если говорить о крупных кварталах, то сколько может стоить жилье, например, в «Балтийской жемчужине»? Насколько оно будет дороже среднерыночной стоимости?
-Насколько я понимаю, продажа жилья в «Балтийской жемчужине» начнется в конце года – в начале следующего. Мне кажется, что цены будут на среднерыночном уровне: 2-2,1 тысячи долларов за квадратный метр.
- В разных районах города жилье стоит по-разному. Где в Петербурге самые дорогие квартиры, где самые доступные и почему?
-Это зависит от локации. Исторически дорогой был центр, Петроградка, Васильевский остров. Если говорить о самом дешевом, то это Красносельский, Кировский, Кронштадтский районы. Невский район недорогой, Колпино. Градация цен сложилась с годами. И зависит не только от сосредоточения памятников архитектуры, но и от количества рабочих мест, развитости сферы услуг, проживающего контингента.
-Какие механизмы есть у властей, чтобы не допустить в дальнейшем в Петербурге скачка цен, искусственного взвинчивания и картельных сговоров?
-Никаких картельных сговоров строительных компаний в Петербурге никогда не было и быть не может. Потому что это просто невозможно с точки зрения конкурентной среды и большого количества застройщиков, которые между собой никогда не договорятся. Цена на жилье – исключительно экономическая формация, которая зависит от соотношения спроса и предложения. И больше ни от чего. И даже если предположить, что строительные компании устраивают сговор, то как объяснить высокие цены на вторичном рынке? Все собственники тоже сговорились, что ли? Город единственное что может и делает – увеличивает количество строящегося жилья за счет всех источников, вовлечения в оборот земельных участков и других ресурсов.
- Коррупция в строительном бизнесе и на низком и среднем уровнях чиновничьего звена была всегда. Изменилось ли что-то за последние годы?
- У меня нет своего или семейного строительного бизнеса и мне сложно об этом говорить. Наверное, такие факты имеются, но с ними мы довольно жестко боремся. Наверное, это происходит на уровне низшего звена. Но, думаю, что ситуация сильно преувеличена. Громких скандалов на эту тему в Петербурге никогда не было. Это случалось в других регионах, где есть клановость и семейный бизнес.
-Сами вы где живете?
-В центре города. Но не в элитном квартале, а даже, можно сказать, в одном из самых неблагополучных районов. На Лиговском проспекте. Живу там давно. Я не считаю, что это суперэлитное место, где стоит жить вице-губернатору.
- Апраксин двор скоро реконструируют. Вы сами когда-нибудь ходили на «Апрашку»?
-Я не ходил никогда на «Апрашку» как потребитель и никогда ничего не покупал там. Мне это всегда было неприятно. Но бывал часто по служебной необходимости и прекрасно представляю, что такое Апраксин двор. По-моему, надо изменить всю идеологию этого места и физически, и морально. Никакими мазками и приспособлениями этот внутренний мир не изменить. И поэтому решения правительства о проведении конкурса считаю абсолютно правильными.
- Не жалко ли рушить исторически сложившийся контраст блистательного Гостиного двора и убогой «Апрашки»? По закону сохранения, вся мелкая преступность, которая сейчас процветает на «Апрашке», не исчезнет, а из одного места переместится в другое…
-А мы что, должны это сохранять на все время? Эту мелкую преступность? Там же не только фальсифицированная продукция, но и карманников много, наркотиков, «лохотрона». Бесследно ничего не исчезает, но мы можем повлиять на уменьшение размаха этих явлений. Нельзя же рассуждать так, что постоянная масса наркотиков должна оборачиваться в городе – это не правильно. Наркотиков не должно быть, и не должно быть преступности.
- Как обстоит ситуация с платежами компании Олега Дерипаски ООО «Главстрой-СПб», которая задержала платеж на неделю по участку, на котором будет вестись строительство «Северной долины»?
-Этот больше вопрос КУГИ. Но, по моим сведениям, договор подписан и все платежи выполнены.
- На Крестовском острове недавно разгорелся скандал со строительством элитного теннисного корта на территории авиапарка. Зачем его возводят?
- Я поражаюсь надуманности этой темы. Ничего элитного там не строят. Предполагается возведение спортивного комплекса. На месте, которое выбрано, всегда располагался приезжающий луна-парк. Там асфальтовая площадка. На этом участке и планируется строительство 24 теннисных кортов. Из них 6 безвозмездно передаются городу для бесплатных занятий для детей. Когда там стоял луна-парк – он никому не мешал, а когда решили построить детско-юношескую спортивную школу - это кому-то не нравится. Думаю, это происходит от неправильной информированности. Я не вижу в этом проекте ничего плохого.
- По-прежнему активно обсуждается строительство башни «Охта центра». А есть ли в городе специалисты, которые могли бы справиться с этой задачей? А вдруг она упадет или наклонится как Пизанская башня?
- Если она наклонится как Пизанская башня, то это будет еще одной достопримечательностью Петербурга. Это шутка. Начнем с того, что пока решения о ее возведении не принято. Что касается строителей – в городе достаточно специалистов высокого класса. И квалификации достаточно. Другое дело - проектирование должно осуществляться профессионалами, имеющими соответствующий опыт. Много будет нюансов по технологиям. Но наши мастера доказали, что они могут выполнить любой проект. Даже если вспомнить строительство метро. Это несколько другая тематика, но по своей сути тот же проход размыва является очень ответственным и уникальным сооружением. Это доказывает, что опыт уникальной и тщательной работы высокого качества у строителей Петербурга имеется.
- Как вы относитесь к истории с признанием вас оппозицией «непочетным» гражданином. Ваше чучело хотели закопать, отправляли на Луну…Кстати, там можно что-нибудь строить?
- Была в свое время песня о том, что на Марсе будут яблони цвести. Если исходить из этой логики, то и на Луне скоро человечество начнет осваивать пространство. Мне, наверное, не придется участвовать в этом процессе – в силу возрастных причин. Что касается мероприятий оппозиции, то я к ним отношусь спокойно. Каждый человек имеет право высказывать свои взгляды. Меня могут отправить в космос, на Луну…но считаю это кощунственным не только в отношении себя, но и любых живых людей, закапывать кого-то в землю. Это этический перебор, который подчеркивает образование и мораль организаторов акций.
Беседовала Александра Медведева,
Фонтанка.ру
Александр Вахмистров: И на Луне будут осваивать территории
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ