На конференции по безопасности аэропортов в Петербурге, по сути дела, разработчики оборудования предлагали товар, а представители аэропортов и правительств различных государств - своего купца. Причём, несмотря на то, что большинство участников съезда были американцами (а они привыкли считать лучшим всё отечественное), российские разработки вызвали немалый интерес.
Терроризм «не имеет национальности», а системы безопасности в аэропортах разных государств ощутимо отличаются. Те же ограничения по провозу жидкостей в самолётах заработали в России только в конце августа 2007-го года, когда во всех североамериканских и европейских странах существовали уже давно. Директор по авиационной безопасности аэропорта «Пулково» Евгений Степанов честно сказал: «У нас с зарубежными коллегами задачи одни, а пути их достижения совершенно разные. Вот и приходится опытом обмениваться, чтобы систему сделать хоть чуть-чуть похожей».
Эта необходимость, по мнению участников конференции, по сути дела, диктуется террористами. Они не стоят на месте в техническом плане и всегда опережают развитие систем безопасности на шаг. Ту же взрывчатку можно замаскировать под любой прибор или предмет быта. Директор научно-технического центра «РАТЭК» Юрий Ольшанский, занимающийся, в частности, разработками систем обнаружения взрывчатки в багаже, рассказал о том, как для испытаний оборудования сотрудники центра маскировали «опасные игрушки» под батарейки, одежду, телефоны и ноутбуки. По его словам, современные технологии позволяют это сделать без труда. В принципе, аппарат проверки багажа, созданный НТЦ и функционирующий в настоящий момент в петербургском аэропорту «Пулково», работает только с учётом «человеческого фактора». После стандартного рентгена вещей сотрудник аэропорта вычисляет предметы, которые кажутся ему подозрительными, после чего часть багажа помещается в агрегат, работающий на основе нейтронно-радиационного анализа. Вычислить с помощью прибора можно повышенную концентрацию азота, что в большинстве случаев говорит о наличии в багаже взрывчатки.
Проверка пассажиров и сотрудников аэропорта в России проходит совершенно одинаково. Причём система проверки, существующая на сегодняшний день во всём мире, далеко не совершенна. Каждый человек при проходе КПП обязан снять с себя всю верхнюю одежду, ботинки, ремень, вытащить всё из карманов, пройти через металлоискатель, а затем подвергнуться личному досмотру. Прохождение всех этих процедур растягивается на часы, особенно в зимнее время. В аэропорту «Пулково- 2», в котором подобной проверке человек подвергался 2 раза (при входе в аэропорт и в так называемую «стерильную зону»), недавно убрали первый «турникет». По словам Евгения Степанова, для того, чтобы народ на улице не стоял в очередях.
На конференции было предложено множество альтернативных вариантов вышеупомянутой схеме. Основаны разработки на принципе рентгеновских лучей или на радиоволнах. Причём в большинстве случаев предложенные агрегаты уже где-то запущены в эксплуатацию. Американская компания «L-3 Communications» примером последнего слова техники выставила свой прибор под названием «Safe Scout». Внутрь кабины входит человек, где его «просвечивают» радиоволнами. В результате можно увидеть все скрытые под одеждой пассажира предметы. «Всё очень просто, – рассказала собравшимся вице-президент фирмы Патриша Кролл, – а способ абсолютно безвредный». Однако, как выяснилось, перед тем как войти в кабинку, человек должен, всё-таки, разоблачиться. То есть обувь, ремни и верхнюю одежду отправлять нужно через рентген.
Более простой способ предложен разработчиками из Новосибирска. Они предлагают «просвечивать» человека насквозь так же как и его багаж – то есть с помощью рентгена. «В нашей установке используется луч очень маленькой мощности, который, тем не менее, позволяет увидеть действительно всё – даже то, что у человека внутри», – сообщил собравшимся профессор новосибирского института ядерной физики имени Будкера Семён Бару. По его словам, излучение, которое получает человек за 5 секунд проверки внутри кабины, равняется тому, что на него воздействует в течение 5 минут полёта на высоте в 10 000 метров. При этом профессор разнёс в пух и прах все доводы относительно вреда аппарата и сослался на сертификаты Роспотребнадзора и Минздрава. Новосибирский рентгеновский аппарат уже давно выполняет свою функцию в 4 российских аэропортах – в московском «Домодедово», в Новосибирске, в Ханты-Мансийске и в Петербурге. Как выяснилось, уже 2 года пассажиры «Пулково» получают свою дозу излучения, имея при этом в качестве альтернативы традиционное «раздевание». Аппаратура всех конкурентов, по словам разработчика, имеет кучу недостатков, которые он тут же и перечислил (при этом основательно «проехавшись» по вышеупомянутому «Safe Scout»).
Александр Фролов,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Безопасность перелетов: новые стандарты, новые проблемы
100 граммов на душу пассажира
В Петербурге поделились секретами безопасности аэропортов
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ