Процесс над нацболами, сорвавшими заседание петербургского парламента в ноябре прошлого года, начался со скандала. Группа поддержки обвиняемых провела акцию у офиса «Единой России». Большинство из митингующих были задержаны и оказались в ближайшем отделе милиции. В суде, напротив, все было очень спокойно. Заседание закончилось, фактически не начавшись, – не явились потерпевшие, в том числе и спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов.
Заседание в Октябрьском суде началось без опозданий, но продлилось недолго, через 40 минут было вынесено решение перенести слушания на 14 сентября. Причины просты. Потерпевшие - спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов и два сотрудника милиции: Констанин Гербец и Роман Матаев - попросту не явились, хотя официальные повестки получали. Адвокату обвиняемого Сергея Чекунова, с которым обвиняемый незадолго до заседания суда заключил договор, также необходимо было время для ознакомления с материалами дела. В пресс-службе Вадима Тюльпанова пояснили, что спикер не явился в суд из-за неотложной командировки в Москву. Также потерпевшая сторона считает, что подобные дела могут рассматриваться без личного участия потерпевших.
Обвиняемые оказались куда более дисциплинированными. Михаил Башин, Сергей Чекунов, Константин Мусатов и Евгений Павленко в суд пришли к строго установленному времени. Пришли и свидетели обвинения – лидер питерских национал-большевиков Андрей Дмитриев, корреспондент телекомпании НТВ Виктор Черногуз и экс-депутат ЗакСа Михаил Амосов. Впрочем, их показания так и не были заслушаны. Судья попросила выйти свидетелей в коридор, там они и прождали все оставшееся время.
Для того чтобы привлечь дополнительное внимание к процессу, нацболы организовали митинг у офиса «Единой России» на Конногвардейском бульваре. Несмотря на то, что организаторы написали в заявке, что предполагают митинговать в поддержку «Единороссов», районные власти, чиновники Адмиралтейского района в документах, выданных пикетирующим, указали, что не могут принять окончательное решение, запретить или разрешить акцию.
Нацболы, по словам их лидера Андрея Дмитриева, так и не поняли, согласовали им акцию или нет. Но на всякий случай решили прийти. Под реющими на ветру флагами «партии власти» их ждали около 20 сотрудников местного отдела милиции.
В помощь стражам порядка районные власти прислали чиновницу, которая долго возмущалась присутствием журналистов:
- Зачем вы сюда пришли? – вопрошала она. - Нужно было позвонить в администрацию, вам бы там ответили, что акции не будет. Все нормальные журналисты так и делают.
Участники пикета выкрикивали различные лозунги. В руках один из пикетчиков держал магнитофон, на котором проигрывались песни в исполнении спикера ЗакСа (напомним, во время избирательной кампании в городской ЗакС был распространен компакт-диск с романсами в исполнении Вадима Тюльпанова).
Сначала сотрудники милиции несколько растерялись, так как официального запрета на проведение митинга не было, но не было и разрешения. Впрочем, подискутировав с митингующими около 15 минут, все же задержали некоторых.
Теперь десяти нацболам инкриминируют неповиновение сотрудникам правоохранительных органов при выполнении ими должностных обязанностей.
Напомним, что в ноябре 2006 года пять петербургских национал-большевиков прорвались в зал заседаний Законодательного собрания. Выкрикивая лозунги "Нам не нужен такой ЗакС!", они разбросали по залу листовки с требованиями сделать заседания городского парламента открытыми для всех граждан и отменить ряд "антинародных законов". Двоих из них - Михаила Башина и Сергея Чекунова - сразу взяли под стражу. Еще один активист - Константин Мусатов - сначала был задержан, а потом суд отпустил его на свободу. В марте был освобожден под подписку о невыезде Евгений Павленко, а через три дня - и Башин. Пятого участника акции Андрея Милюка задержать не удалось до сих пор.
Спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов настаивал на уголовном наказании нацболов. Им было предъявлено обвинение по статьям 318 (насилие в отношении представителя власти) и 319 (оскорбление представителя власти) УК РФ. Последнее - на основании фразы из листовки «Тюльпанов - враг Петербурга!». После ареста задержанных сразу несколько депутатов ЗакСа заявили, что считают уголовное преследование слишком суровым наказанием.
Адвокат обвиняемых Ольга Цейтлина полагает, что в связи с публичностью политической фигуры Тюльпанова его критика может быть влиятельнее критики обычного гражданина. Вместе с тем, по ее словам, согласно УК РФ, оскорбление выражается в неприличной форме, а ее в данной фразе просто нет. По мнению Цейтлиной, дело, которое начал рассматривать суд, уже давно должно было быть прекращено ввиду беспочвенности обвинений.
Алексей Яушев,
Александр Захаров,
фото Алексея Яушева,
Фонтанка.ру