Владимира Кумарина задержали вечером 22 августа. Уже через час вся бизнес-элита, все лидеры ОПГ, большинство чиновников начали перезваниваться между собой. Настоящая новость. Конец интриги. На последнюю руку Capo di tutti capi (Босс всех боссов. – итал.) надели наручники. Закономерная акция с элементами безумных выводов.
Когда продвинутый народ устал перетирать это событие, я решил провести этико-социологический эксперимент. Лукавый. Я начал обзванивать своих знакомых из числа представителей законодательной и исполнительной власти, крупных коммерсантов, деятелей культуры. Под видом человека, который собирает подписи под открытым воззванием в защиту Владимира Кумарина, я предлагал оставить факсимиле. Некоторых обещал щедро вознаградить. Для меня подобная роль внешне казалась комфортной, так как мифология причисляет автора к родственникам ныне опального Дона Курлиона. Я не ожидал согласий от собеседников. И не получил их.
Но у меня был припасен «джокер» за рукавом. Я «смирился» с их принципиальной гражданской позицией и тут же предложил подписать письмо противоположное. С требованием – не выпущать и разорить врага государства. Как ни странно, радости на лицах и в голосе возмущенных предыдущей идеей я не ощутил. Более того, ответом мне были до боли зажмурившиеся глаза и «затопыренные» уши. Я вспомнил старую сицилийскую пословицу: «Рыбу убивает открытый рот». Или им померещилась итальянская поговорка: «Враг опасен, когда кажется побежденным»?
Большинству я с трудом объяснил принцип шутки. Некоторых я, похоже, потерял. Единственный, кто выглядел безупречно, был Александр Невзоров (Кумарин является официальным помощником Невзорова как депутата ГД). Он не только не отрекся, но и заверил: «Кумарин – человек порядочный и честный».
Эта история не о неуверенной гражданской позиции «сильных» личностей. Эта история о власти.
Мы ведь признаем, что Кумарин был отчасти властителем дум и поступков в Санкт-Петербурге. Если я передергиваю, то к чему было нежданно-секретно высаживать мощную оперативную группу федеральных силовиков? К чему было выставлять грузовики с госзнаками внутренних войск? Никогда такого в Санкт-Петербурге не было со времен ареста Лаврентия Берии.
Все верно. Есть много способов спорить с властью. Ни один не работает.
Еще раз: я звонил тем, кто долгие годы говорил о Кумарине с придыханием. Кое-кто пару лет назад дожидались его аудиенции в прихожей. В прямом смысле. Очень многие относились демонстративно-доброжелательно. А в лобби-баре отеля «Гранд Палас» десятки олигархов и депутатов Государственной думы обнимали его при встрече. Воистину: добрым словом, банкнотой и револьвером можно творить чудеса: если в меня полетят «камни», то я назову имена.
И что? Глаза открылись с 18:00 – 22.08.2007 года? Тогда давайте быстрей вносить закон, аналогичный известному Акту об организациях, находящихся под влиянием рэкетиров и коррумпированных чиновников, принятому в США в 1970 году.
Конечно, я не говорю о том, что человек со своим мнением должен выскакивать на площади страниц СМИ. Но так жутко отскакивать в сторону тоже вредно. Для репутации. Такое впечатление, что в воздухе висит лихорадочная «государственная дума» – «назовут ли меня?» Там, в застенках. Появятся ли фотографии прошлых лет с ним и со мной? Появятся ли они в СМИ? Как я буду оправдываться?
Все понимают, что государство с 1985 года само создало Кумарина и само же его и поразило. В этом есть справедливость. Хотя стиль акции был не элегантен. Зато законность усилили политической волей.
Но. Власть крепка не только умением рубить Гордиевы узлы, но и наличием среди приближенных фигур способных и не боящихся отстаивать свои принципы. Свое мнение. И не столько тогда, когда все шоколадно. Но и в кризисы. Это важно не для Кумарина. Ему может помочь только время и изменение политических векторов. Это важно для Власти. Потому что отстаивать свое мнение – это удел личностей. А холуи для государства более страшны, чем Аль Капоны. Так как их несоизмеримо больше. И как только их «любимая» власть зашатается, они тут же сменят буденовку на махновскую папаху. Они – не пятая колонна. Они предатели.
Что касается нашей местной власти, то только два публичных человека были изначально агрессивно последовательны в своем неприятии явления Кумарин. Это губернатор Валентина Матвиенко и начальник ГУВД Владислав Пиотровский. Они озвучивали свою позицию где бы то ни было. И в данном контексте не важно, правы они или нет. Они самодостаточны. Это круче.
Евгений Вышенков,
заместитель директора АЖУРа
Рыбу убивает открытый рот
Написать комментарий
Вышенков Евгений
Заместитель главного редактора "Фонтанки.ру"ПО ТЕМЕ
Станьте автором колонки