Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Город Темнота – враг водителя

Темнота – враг водителя

395
Фото с сайта /parkoffka.ru

С приходом осени световой день становится короче. Управление автомобилем в темное время суток требует не только повышенной внимательности водителя, но и некоторых знаний. «Фонтанка» рассказывает об основных «законах» ночного вождения.

По статистике ГИБДД, именно ночные дорожно-транспортные происшествия отличаются значительной тяжестью. И это не только в России. В Германии относительная опасность движения ночью в период с 20 часов до 7 часов утра в 2-3 раза выше, чем в светлое время суток. Во Франции, из 1000 ДТП, происходящих днем, смертельный исход наблюдается в 47 случаях, а в темное время - в 83.

Главная причина происшествий, случившихся ночью и с серьезными последствиями - потеря видимости из-за ослепления водителя светом фар встречного автомобиля.

Здесь необходимо небольшое отступление. Глаз человека - очень чувствительный орган. Он может хорошо видеть, когда человек находится на залитой солнечным светом снежной равнине (освещенность 100 тысяч лк) и темной ночью в степи, освещаемой только звездами (освещенность 0,0001 лк), т.е. яркости, воспринимаемые глазом, различаются в миллиард раз.

Но у органа зрения есть большой недостаток - он очень медленно приспосабливается к изменению яркости. Зрачок адаптируется продолжительное время - порядка десятков секунд. При внезапном переходе со света в темноту (или наоборот) люди практически ничего не видят. Эта «слепота» может продолжаться около 30 секунд! Вот почему ослепление так опасно.

Кроме того, в темноте человеческий глаз различает контуры, но не цвет предмета. Поэтому красный или оранжевый автомобили, отлично видимые днем, плохо просматриваются на фоне дороги и окружающих предметов даже в сумерках. Что уж говорить о синих, серых или черных машинах.
Для начала несколько общих правил, которые нужно помнить перед тем, как отправиться в ночное путешествие.

Прежде чем сесть за руль, нежелательно долго находиться в ярко освещенном или шумном помещении, слушать громкую музыку, читать, смотреть телевизор или работать на компьютере. Перед выездом необходимо проверить исправность приборов освещения. Довольно часто на дорогах попадаются «одноглазые Джо» с единственной работающей фарой. Водители встречных авто принимают таких за мотоцикл, двигающийся по обочине, что приводит к тяжелым ДТП, поэтому если в одной из фар перегорела лампочка, а запасной нет, – главное обеспечить работоспособность левой фары.

Заметим, что нормально отрегулированные фары при ближнем свете освещают дорогу на расстояние 45 метров, при дальнем - 100 метров. Особое внимание необходимо уделить чистоте ветрового стекла. Днем грязное стекло затрудняет видимость, ночью оно еще и рассеивает свет фар встречных автомобилей. Согласно исследованиям, при сильно загрязненных стеклах водитель получает лишь 20-ю, а то и 30-ю часть зрительной информации.

Поехали…

Автошкольные истины, которые не следует забывать - при разъезде с встречным транспортным средством смотреть не на фары встречного автомобиля, а несколько правее. При сильном ослеплении нужно включить аварийную сигнализацию и плавно остановиться, не меняя полосы движения. Съезжать на обочину в такой ситуации очень опасно.

Приближаясь к подъему или спуску, нужно переключиться на ближний свет до того, как лучи фар встречного и вашего автомобилей «упрутся» друг в друга. В остальных случаях перестроиться на ближний необходимо примерно за 150 метров.

При подъезде к повороту по внутренней стороне дороги не забывайте первыми менять дальний свет на ближний. Свет фар встречной машины вам не помеха.

Ночные обгоны – процесс довольно экстремальный, поэтому, если есть возможность, лучше двигаться в группе, избегая частых перестроений и маневров. Водитель головного автомобиля служит своеобразным поводырем: он просматривает дорогу и выбирает наиболее безопасные траектории движения. Следующим за ним шоферам проще ехать по дороге.

Если же без обгона никак не обойтись, нужно придерживаться следующих правил:
- убедитесь, что знаки и разметка не запрещают обгона;
- приближаясь к идущему впереди автомобилю, переключитесь на ближний свет фар;
- оценив обстановку впереди и убедившись в безопасности маневра, включите сигнал левого поворота. Отметим, что ночью предупредительные сигналы особенно важны;
- выезжайте на соседнюю полосу движения, увеличивайте скорость движения, двигайтесь по этой полосе до тех пор, пока не увидите обгоняемый автомобиль в зеркале заднего вида;
- поравнявшись с обгоняемым, переключите ближний свет на дальний - ему это никак не помешает, а вам поможет лучше оценить обстановку впереди;
- возвращайтесь на свою полосу, подав сигнал правого поворота;
- вернувшись, продолжайте движение с дальним светом, если, конечно, нет встречного транспорта и нового лидера перед вами.

Опасности ночного путешествия поджидают шофера на подъемах и спусках. Дело в том, что при движении по наклонной плоскости свет фар врезается в противоположный участок подъема, а на подъеме он как бы отходит, отрывается от покрытия, освещая его недостаточно.

Особого внимания заслуживают места перехода спуска в подъем. Как правило, именно на этом участке происходит наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий, особенно если внизу расположены мосты. Довольно часто ширина проезда на них либо такая же, либо уже расстояния проезжей части на подходах. Этот фактор и является причиной аварий, поскольку водитель инстинктивно пытается держать машину ближе к «осевой».

При движении же у верхнего перелома профиля, оторванный световой поток может экранировать свет фар автомобилей, идущих навстречу по подъему. И в случае обгона машины могут встретиться на самой вершине, что называется «лоб в лоб». Кроме того, обгоняющий авто, перевалив через вершину, иногда не успевает быстро вернуться в свой ряд и тогда также вероятно лобовое столкновение. Поэтому следует избегать любых маневров и перестроений в зонах перелома продольного профиля, особенно в условиях недостаточной видимости.

Развязки на разных уровнях в темноте - коварные места, как спуски и подъемы. Особенно это касается, как ни странно, освещенных развязок. Дело в том, что часто фонари установлены на низком расстоянии от земли и находятся примерно на уровне глаз водителя. Это дезориентирует шофера. В этой ситуации можно посоветовать только сбросить скорость «до безопасной». Также это касается и закруглений автодорог, где фонари стоят с внутренней стороны.

Город контрастов

Неравномерное освещение городских улиц – и, как следствие, трудности в определении безопасной скорости. Когда вокруг горят фонари, светятся окна домов и водителю при скорости свыше 40 км/ч и при достаточной ширине улицы кажется, что он едет в каком-то светлом коридоре.

Но контраст зон со стационарным освещением и неосвещенных территорий очень велик. Поэтому когда пешеход или какое-нибудь животное, например, собака выходит из темного участка на освещенный, то часто расстояние до него оказывается коротким и водитель уже не в состоянии остановить автомобиль. Как результат - наезд или столкновение.

Следует помнить, что при попадании с освещенного участка в неосвещенную зону требуется не менее 3 с для того, чтобы глаза адаптировались и человек снова смог воспринимать предметы хотя бы в свете фар. За это время при скорости 60 км/ч автомобиль проходит около 50 метров!

Самое главное для безопасной езды ночью по городу - это держаться как можно дальше от темных территорий. Необходимо все время сопоставлять путь, необходимый для остановки автомобиля при данной скорости, с расстоянием от автомобиля до затемненной зоны.

Особое внимание следует уделять тем участкам, на которых фонари расположены неравномерно, так, что на улице образуются видимые и невидимые пространства. В этих местах водитель должен двигаться особенно осторожно.

Добавим, что в ночное время пешеходы неправильно определяют расстояние до автомобилей и скорость их движения, поэтому при проезде пешеходных переходов следует снижать скорость. Кстати, человек, освещенный светом фар, твердо уверен, что он хорошо виден автомобилисту, хотя это далеко не так. Горожанин в темной одежде сливается с окружающей местностью и становится заметным шоферу всего за 25-30 м. Белая одежда тоже существенно не меняет положения - расстояние видимости увеличивается всего до 30-40 м.

В заключение, напомним цифры, которые каждый должен помнить: рекомендованная скорость для движения ночью по сухой дороге с ближним светом - 50 км/ч. При движении именно с такой скоростью расстояние отчетливой видимости составит около 30 м, тогда как тормозной путь (при исправных и отрегулированных тормозах) - 28 м.

Борис Юров,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях