14 августа ушел из жизни очередной символ советской эпохи – композитор Тихон Хренников. Прощание с Тихоном Николаевичем пройдет в Москве 16 августа, а похоронят его на родине, в Ельце. За 94 года жизни композитор написал огромное количество любимых народом песен, и собрал вокруг себя также много мифов. Даже героем анекдотов стал, и совсем не благодаря своей фамилии.
"Товарищ Сталин, вы согласны, что когда-нибудь одну из улиц Москвы назовут улицей Хренникова? - Зачем? Уже есть такая улица - НеГлинка. ..." – старый анекдот.
14 августа ушел из жизни очередной символ советской эпохи – композитор Тихон Хренников. Прощание с Тихоном Николаевичем Хренниковым пройдет в Москве 16 августа, а похоронят его на родине, в Ельце. За 94 года жизни Тихон Николаевич написал огромное количество любимых народом песен, и собрал вокруг себя не менее огромное количество мифов. Даже героем анекдотов стал, и совсем не благодаря своей фамилии – народ анекдоты о ком попало сочинять не станет.
«Идет экзамен. Учитель спрашивает сдающую экзамен студентку:
- Каких вы знаете композиторов?
Она растеряно смотрит в аудиторию. Один из студентов берет учебник и бьет им по столу.
-Бах - говорит студентка.
-Молодец. А еще?
На этот раз молодой человек вырывает из тетради листик.
-Лист - говорит студентка.
-Умница. Назовите кого-нибудь.
-Членников.
-Не Членников,а Хренников.А ты,Петров,спрячь подсказку!» - старый анекдот.
Этот анекдот мы приводим не для того, чтобы оскорбить память покойного, а для того, чтобы показать – Тихон Хренников, действительно, стал народным героем и героем народного фольклора. Музыку Хренникова запоминали и напевали. Музыкальные эстеты реагировали на неё с иронией – мелодии простенькие. А среди «диссидентов» его фамилия всегда была синонимом политической конъюнктуры. Но «Марш артиллеристов», «Московские окна», «Давным-давно» и прочее звучит до сих пор. А коллеги, поколение за поколением, относились к композитору Тихону Хренникову с неизменным уважением.
Тихон Хренников был также не менее выдающимся функционером. Более 40 лет во главе Союза композиторов! Вы можете вспомнить репрессированных после войны композиторов? Их отсутствие – заслуга любимчика Сталина - Тихона Николаевича. Лучшие дома творчества, отчисления для композиторов за исполнение музыки – то же его работа, как уверяют коллеги.
"Чем отличается Союз писателей от Союза композиторов? В одном заправляет молодой Тихон Хренников, а в другом - старый хрен Тихонов" – анекдот 60-х.
В 1948 году, на первом съезде Союза композиторов, народный герой читает уничтожающий доклад о «композиторах-формалистах, оторвавшихся от народа». В первую очередь о Шостаковиче – формалисте номер 1: "Шостакович - представитель антинародного формалистического направления советской музыки. Он тесно связан с буржуазно-декадентским Западом. Его творчество - образчик маразма и духовного оскудения. Лженоваторские извращения Шостаковича тем более опасны, что он еще является профессором Московской консерватории …».
Но он же, как говорят, вымолил у Брежнева в некрологе на смерть Шостаковича формулировку «выдающийся композитор».
Игорь Корнелюк, композитор:
«Я не знаком был с Тихоном. Но это, безусловно, монументальная фигура и замечательный композитор. Я могу просто сказать, что если бы Тихон Николаевич написал только «Московские окна»… вот только эту простую незатейливую песню… ему уже памятник надо было бы ставить. Но дело в том, что у него огромное количество талантливой и живой музыки. Для меня термин «живой» - это особое слово. Музыка, на самом деле, разделяется не на хип-хоп, фьюжн, вальс и так далее, а на живую и мертвую. 80 процентов музыки, которая звучит вокруг нас – мертвая. Как мертвая вода. Она не выполняет главную функцию – не рождает в душе огня. Тихон Николавич владел этим секретом. Вот вспомните какой-нибудь кинофильм с его музыкой – «Верные друзья» или «Гусарская баллада». Простая, казалось бы, незатейливая мелодия, но она дышит, она живет. Здорово, просто здорово. Очень жалко, что такие столпы уходят, Тихон Хренников, на мой взгляд, был одним из выдающихся композиторов классической советской школы».
Борис Глыбовский, композитор:
“Воспоминаний о Тихоне Хренникове, конечно же, осталось много. Ну вот, во-первых, передо мной лежит удостоверение Союза композиторов. Под ним его подпись. Мне доводилось с ним встречаться, когда я работал в дирекции Ленинградской студии грамзаписи. Были протокольные встречи – в Октябрьском зале, в Москве на съездах. Обсуждали музыку, исполнявшуюся на съездовских концертах. О Хренникове есть различные мнения, множество мифов, но я склоняюсь все-таки к положительной оценке его фигуры. Ему было трудно – и слева, и справа все давили, и приходилось, что называется, кувыркаться. Ему приходилось быть настоящим функционером, ведь Хренников возглавлял Союз композиторов со времен Иосифа Виссарионовича. Он понравился Сталину, и возглавил композиторскую организацию СССР. Балансировать во всех этих течениях было, конечно же, нелегко. Он человек, который был больше привержен к традиции, к классическому искусству, и далек от авангарда. У него и гармонии соответствующие в музыке. О музыкальной же стороне Хренникова можно говорить долго - бессмысленно долго. Потому что всё, и так ясно».
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру