Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Кондопога: взгляд через год (фото)

Кондопога: взгляд через год (фото)

1 502

Современные дворцы спорта и культуры, развивающееся предприятие, супердетсад и многочисленные социальные блага - все это маленький карельский городок Кондопога. Прошлой осенью "медвежий угол" прославился на всю страну межнациональной дракой и бунтом против приезжих. И многочисленные журналисты в разгар событий просто не увидели в Кондопоге ничего другого. А местные власти и не стремились ничего показать - не до того было. В этом году правительство республики решило исправить ошибку, пригласив в гости большую делегацию представителей питерских СМИ.

Кому в Кондопоге жить хорошо

Находясь в Кондопоге почти год назад, корреспондент "Фонтанки" многое слышал о местном градообразующем предприятии ОАО "Кондопога" и его руководителе Виталии Федермессере - "красном директоре", как его называют. На комбинате, который выпускает бумагу, работает около 8 тысяч человек - в основном, кондопожан (всего в городе проживает 36 тысяч плюс более 44 - в районе). Это своеобразная местная "элита" – с приличной зарплатой и хорошим соцпакетом. Что в него входит, «Фонтанка» узнала в этом году на комбинате.

История ОАО "Кондопога" началась в 40-х годах. Сейчас основной вид продукции - газетная бумага, которая идет на экспорт (до 80 процентов). Объем производства - в среднем 520 тысяч тонн в год (хотя план этого года - 715 тысяч тонн), - это треть российского рынка. У комбината большое подсобное хозяйство, где производится мясо, молоко, яйца, рыба. Средняя зарплата работников - 15 тысяч рублей, по кондопожским меркам вполне солидная. Для студентов комбинат предусмотрел надбавки - в зависимости от успехов. Сейчас учится более 600 человек (около сотни - по заводским направлениям).

На "попечении" акционерного общества почти 900 детей, которые за счет предприятия ходят в детсады. Последний открыли в 2005 году. "Такого, - сообщил замдиректора по соцвопросам Владимир Григорьев, - вы не увидите нигде. Когда детишек спать укладывают, на потолке звезды «зажигаются»". Около 300 работниц "Кондопоги" сейчас в декрете, причем на работу их "не выпускают", пока детишкам не исполнится трех лет. Все это время мамочки получают "зарплату" в 4 тысячи рублей. Единовременное пособие при рождении ребенка составляет 16 тысяч - работнице комбината, 8 тысяч - отцу семейства. Предприятие строит жилье, за съем квартиры доплачивает молодым семьям по 1200-1400 рублей. В общем, коммунизм да и только.

Дворцам, которые возвели для своих работников на "Кондопоге", позавидовали бы и дворяне. "Очаг культуры" с мраморными колоннами, фонтанчиками и двумя органами привлекает ценителей музыки даже из столицы Карелии - Петрозаводска. Из Москвы специально выписали органистку, обеспечили ее жильем, а ребенка - местом в детском саду. Правда, насколько востребована органная музыка среди коренного населения, выяснить не удалось. Представители власти говорят, что на концертах всегда аншлаги. В администрации Петрозаводска признаются - билеты достают "по блату".

Еще одно чудо - местный дворец спорта. Иначе - Ледовый дворец. С хоккейной площадкой, тренажерным залом и иными "прибамбасами". Перед ним раскинулась площадь с фонтанами и карильоном - это, как и органы, воплощение идей директора Федермессера. Здесь же большая эстрада для концертов под открытым небом. "Побольше бы знаменитостей сюда", - таково пожелание местных жителей, которое они высказали в разговоре с корреспондентом "Фонтанки".

А 27 августа на месте печально известного ресторана «Чайка» откроется досуговый центр, в строительство которого вложено 55 миллионов рублей (деньги из бюджета и помощь от комбината). В солидном здании расположатся Интернет-центр, конференц-зал на 180 мест, кафе (торговля спиртным в нем запрещена), танцплощадка и фитнес-центр (в пристройке). Здесь же обретут пристанище консультанты (психологи и юристы), общественники, народная дружина.

Жители Кондопоги рады, что обещание закрыть в «Чайке» ресторан выполнено. Молодежь с интересом наблюдает за внешними изменениями бывшего «злачного места» и ждет открытия центра. Однако кондопожане среднего возраста сомневаются, что он будет востребован так, как рассчитывают власти. По крайней мере, это опасение было высказано в разговоре с корреспондентом «Фонтанки».

Тишина или затишье?

«Успокоились» ли кондопожане – на этот счет мнения разделились. Глава местного самоуправления Валерий Бессонов говорит, что все хорошо и просит не нагнетать обстановку. Сам вопрос «не ожидаете ли вы каких-нибудь выступлений в конце августа –начале сентября» кажется провокационным. По словам Валерия Бессонова, контакт с местным населением налажен (чем не могла похвалиться прежняя власть), ведется прием граждан, да и «на улице любой может обратиться», учитывается мнение общественных организаций (которых, как выяснилось, в районе два десятка).

Одни кондопожане говорят, что все спокойно, другие – что «ничто не забыто». Работник ОАО «Кондопога» Андрей в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» сказал, что «ребята все помнят», а события осени прошлого года спровоцировали стычки среди местной молодежи – они якобы собираются периодически «на разборки». По словам Андрея, предприниматели Имановы (бывшие арендаторы «Чайки») распродали свои магазины в Кондопоге, оставив себе только лесопилку: «А кто бы им торговать-то позволил?». В администрации города уверяют, что Имановы как работали, так и работают. На вопрос «А как на рынке?» ответ от кондопожской власти удалось получить один: строится новый – для местных торговцев, которые будут продавать молоко, мясо и т.д. А иностранцев на рынке и быть не может – закон же вышел!

Какую оценку дать местной власти, кондопожане, похоже, еще не решили. По мнению Андрея, «зубы у нее еще не прорезались». Руководство комбината имеет гораздо больший вес. И это не удивляет – для города оно делает немало, да и среди муниципальных депутатов большинство – работники ОАО. «Слово Федермессера» и раньше здесь было довольно весомым, а теперь и подавно.

В целом Кондопога, как и в прошлом году, показалась корреспонденту городом контрастов. Наряду с современными центрами цивилизации (каких и в петербургских пригородах не сыщешь), здесь есть множество неухоженных уголков. Да и блага, по всей видимости, не всем доступны. Возможно, в осенних событиях сыграло роль не только деление на «своих и чужих», но и расслоение «своих», среди которых явно выделяются работники местного комбината.

Слово за судом

В то время, как Кондопога осваивается в «новой» жизни, в Петрозаводске судят шестерых представителей чеченской диаспоры. Их обвиняют в хулиганстве и причинении вреда здоровью жителей Кондопоги. Один из подсудимых – Ислам Магомадов – обвиняется еще и в убийстве из хулиганских побуждений двух человек – Сергея Усина и Григория Слезова. Процесс проходит непросто. Молодые люди жалуются на давление, обвиняют прокуратуру в предвзятости. Их родные не понимают, почему «потерпевшей» стороне помогает правительство республики – глава Карелии Сергей Катанандов распорядился предоставить транспорт для кондопожан, желающих присутствовать в суде.

Как сообщил Катанандов на встрече с питерскими журналистами, помощь оказывается и юридическая – у обвиняемых хорошие адвокаты, у потерпевших должны быть не хуже. По мнению главы республики, решение суда – сейчас самое важное: «Если решение с точки зрения граждан будет справедливым – никаких рецидивов не будет». Остается вопрос ответственности местной власти, которая в прошлом году «проморгала» зарождение конфликта, - прокуратура так и не дала этому оценку. «Хотя мы собрали массу материалов», - говорит Сергей Катанандов, добавляя: «Если эти люди уйдут от ответственности – это неправильно. У народа могут возникнуть вопросы».

«Отношения с диаспорами и тогда были неплохие (за несколько часов смогли огонь погасить) и сейчас неплохие. Но надо работать постоянно. Создавать Министерство по национальной политике, центры адаптации. Ведь все это граждане России, и с ними надо быть «аккуратнее». С мигрантами-то все понятно, с ними по закону можно обойтись», - уверен глава республики.

Другая сторона

У представителей чеченской диаспоры – свой взгляд и на происходящее, и на политику властей. Причем не всегда даже в рамках одного «клана» эти взгляды одинаковы. В прошлом году Мовлади Хабизаев считался одним из руководителей чеченской диаспоры Карелии, помогал кондопожским «беженцам». Сегодня он просит называть себя просто «представителем» общины, так как не во всем (как понял корреспондент «Фонтанки») разделяет ее политику.

Как сообщил Хабизаев корреспонденту «Фонтанки», в Кондопогу вернулись почти все чеченцы, покинувшие город на время беспорядков. Несколько семей уехали в Чечню. Вернулись те, кто в карельском городке уже пустили «корни» - обзавелись имуществом и бизнесом. Но все равно вернулись вынужденно – опасения были. Через месяц после их пребывания в лагере «Айно» прошло большое собрание – представителей власти, национальных общин, прокуратуры и самих «беженцев». Говорили, по словам Мовлади, несколько часов, но так ничего и не решили. Его предложение обеспечить людей жильем в других городах (Петрозаводске, Олонце, Сортавале) поддержки не нашло. Власти предлагали сопроводить чеченцев в Кондопогу на машинах с мигалками. Им такая «реклама» была не нужна.

- Я был поражен бездушием, - говорит он о том времени. - Не было сделано того, что бы сделали в других государствах, кто бы и когда ни пришел. В первую очередь, это пища и кров – элементарные вещи. Я хоть и небогатый человек, вышедший из низшей среды своим трудом, но я понимал это и делал с одним товарищем – мороженое детям привозили, щетки зубные, пасту. Сколько делегаций сюда ни приезжало, никто об этом не позаботился. Это уже говорит об отношении власти.

Нынешнее руководство Кондопоги, по мнению Мовлади Хабизаева, не стремится к самостоятельности. А если человек не может без указки сверху решать острые вопросы, то зачем он тогда нужен?

Жизнь в городке сейчас нормализовалась. Почти:
- Горем убитая мать (одного из погибших – авт.) ведет себя порой неадекватно – уверен, что без подстрекательства не обходится. После похорон она говорила, что не хочет мести. А потом как подменили. Приходит на рынок – начинает кричать, оскорблять. А ведь задеть можно одним словом… Советую вызывать милицию. Писать заявления.

Повторения прошлогодних событий, как считает Хабизаев, не допустит, в первую очередь, милиция. Никто не захочет вновь получить «по шапке». Когда в этом году вспыхивали конфликты в других городах России, местные силовики были начеку. Землякам же один совет – не поддаваться на возможные провокации.

Есть ли противоядие от подобных инцидентов? В первую очередь - грамотная национальная политика. Нельзя делить людей. Жители России – россияне, а уж какой национальности – каждый знает сам. В целом же Россия должна вернуть свою духовность: « 70 лет жили в рамках идеологии – в узде. Потом эту узду ослабили. И народ побежал – что хочу, то ворочу. Теперь надо загонять обратно, но выработать такую политику, чтобы было уважение не только к себе, но и к приезжим. А это может быть только на традициях, обычаях. У чеченцев традиции очень сильны. И любое слово, даже сказанное в шутку, может оскорбить – потому что они не могут позволить относиться к себе так. Я когда приехал, очень часто дрался из-за слов «…мать». Потом только понял, что здесь это употребляется как связка, а не в прямом смысле. Теперь стараюсь не бывать в том обществе, где я это услышу. Поэтому в молодости я не ходил по дискотекам. Мне было важно выучиться, встать на ноги. Поэтому я и своих племянников стараюсь также воспитывать – по центру они здесь только днем гуляют, иного я не позволяю им. Есть цель, для чего ты сюда приехал – добивайся. Есть работа, дом, спортзал – этого хватит. Если бы каждый занимался своей молодежью, было бы по-другому».

К своим землякам у Мовлади Хабизаева тоже довольно «строгое» отношение, равно как и к представителям других общин: «Все кланы живут по своим традициям. А если бы существовало общество – хотя бы раз в неделю встречались и вели политику сплочения – этого бы тоже не было». Своих надо знать поименно, знать, где живут, контролировать приезжающих–уезжающих. Знать, кому и чем надо помочь и иметь на это какой-никакой бюджет. То есть работать не тогда, когда что-то случилось, а постоянно.

Для родственников обвиняемых сейчас важны не общие рассуждения, а конкретное решение суда по «чеченскому процессу», как его здесь окрестили. Всем подсудимым грозят довольно большие сроки. Между тем, как сообщают местные СМИ, один из зачинщиков драки Юрий Плиев уже освободился, отсидев в колонии всего три месяца.

Светлана Борисова,
Фонтанка.ру


Интерьер дворца культуры


Кондопожские органы


Вместо "Чайки" - досуговый центр


"Чайка" в сентябре прошлого года


Площадь перед дворцом спорта


Ледовая арена

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5