Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Госзаказ получает творческое начало

Госзаказ получает творческое начало

233
фото сайта sssu.ru

Распределять государственные заказы между киностудиями, театрами, писателями и другими творческими деятелями будут по субъективному признаку. Соответствующие поправки в федеральное законодательство были подписаны в минувшую пятницу. В комиссию на выбор исполнителя будут включать критиков, а покупать готовые произведения можно будет только у авторов. Идею ввести творческий конкурс предложила группа депутатов Госдумы, среди которых Станислав Говорухин, Елена Драпеко, Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум и другие.

Подписанный 27 июля федеральный закон вступит в силу 1 октября. Он предусматривает особый порядок заключения контрактов на создание или приобретение произведений литературы и искусства. Формальная экономическая система выбора подрядчика будет совмещена с неким творческим конкурсом – заявки будут оценивать на художественную и культурную значимость произведений, их качество, а также исходя из квалификации участников конкурса и их опыт в соответствующей области. То есть у того же Федерального агентства по культуре и кинематографии появляется законное право выделить большие бюджетные средства на создание очередной картины маститым режиссером (даже если она окажется провальной и не востребованной), игнорировав заявки молодых режиссеров.

Заслуженный бюджетный исполнитель

Разработчики закона логично объясняют, что произведения литературы, искусства, аудиовизуальные произведения, их исполнение (театральные постановки и пр.) отличаются от иных видов продукции творческим характером. Но закон предусматривал только объективные критерии, например цену. «В итоге контракт на создание произведения теоретически мог получить даже школьник», – рассуждает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленобласти Олег Коломойченко. По закону конкурсная комиссия, например, оценивая заявки на создание интернет-сайта, должна была отдать предпочтение дешевому предложению от студента, зарегистрированному частным предпринимателем, чем именитой вэб-студии.

С 1 октября половину конкурсных комиссии должны будут составлять «лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства». Кто и как будет выбирать таких «лиц» не уточняется. Непонятно также, как предлагается обеспечить независимость критиков от субъективных мнений о конкретных лицах (режиссерах, писателях и пр.) или направлениях в целом (кто-то считает Сальвадора Дали сумасшедшим, кто-то гением). Учитывая, что позиция большинства искусствоведов по данному вопросу известна, итоги выбора подрядчика будут либо легко предсказуемы, либо работа комиссии превратится в диспут об искусстве. Видимо, предполагая это, разработчики поправок увеличили срок рассмотрения (оценки) заявок до 60 дней. (Один из скептиков уже сравнил новую систему с историей, изложенной в фильме Леонида Филатова «Сукины дети»).

Новый порядок вдвойне затрудняет продвижение начинающих режиссеров, драматургов и иных творческих специальностей. Ведь для получения бюджетного заказа им надо иметь опыт и багаж работ, а без государственного финансирования сложно снять даже короткометражку. Получается замкнутый круг.

Авторская монополия

Вторая поправка вообще отменяет любые конкурсные процедуры, если для государственных нужд закупаются уже созданные авторские произведения (книги, фильмы, электронные издания и пр.), а также права на доступ к авторским материалам (в том числе к электронным библиотекам, например, интернет-архивам газет). По законодательству об авторском праве исключительно правообладатель может разрешить или запретить использовать произведение, что исключает получение контракта иным лицом, если оно не было уполномочено тем же правообладателем.

Правда, возникает другой вопрос: а кто будет формировать план закупок? Фактически чиновник без комиссий, четких правил и контроля сможет решить, что и у кого покупать. Например, руководитель библиотечной сети вправе указать, что во всех библиотеках должны быть детективы только «знаменитого писателя Пупкина», монопольным издателем которого является ООО «Дряньпресс». И за ценой он не постоит.

Исключение сделано только для разработчиков и поставщиков программ для ЭВМ и баз данных (их законотворцы почему-то не признали творчеством). А, значит, выбирать между Microsoft или Linux или между правовыми системами «Гарант» и «КонсультантПлюс» чиновники будут по экономическим параметрам.

Павел Нетупский,
специально для «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях