Генпрокуратура России предъявила обвинение экс-начальнику Псковской таможни Игорю Романову в превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ). Интересно, что инкриминируемое Романову преступление один в один напоминает эпизод из уголовного дела, в рамках которого на днях был арестован бывший начальник Петербургской таможни Иван Мушкет.
Вчера Генеральная прокуратура России предъявила обвинение бывшему начальнику Псковской таможни Игорю Романову в превышении должностных полномочий (статья 286 Уголовного кодекса). Интересно, что инкриминируемое Романову преступление один в один напоминает эпизод из уголовного дела, в рамках которого на днях был арестован бывший начальник Санкт-Петербургской таможни Иван Мушкет (ныне – замглавы администрации Колпинского района). При этом знакомство с людьми, дальнейшее общение с которыми довело Игоря Романова до кабинета следователя, состоялось в нашем городе, когда Романов занимал пост первого заместителя Ивана Мушкета.
Насколько нам известно, претензии Генеральной прокуратуры к Игорю Романову датируются событиями позапрошлого лета, когда Игорь Николаевич только занял пост начальника Псковской таможни. К нему обратился генеральный директор некоего ООО «Альфа-Металл» Геннадий Шелякин с просьбой разрешить его фирме перерабатывать товары вне российской таможенной территории.
Фото сделано в период, когда Игорь Романов (справа) был первым заместителем начальника Санкт-Петербургской таможни.
За скучной формулировкой кроется вполне простая схема. Компания собирает где-нибудь на территории России лом нержавеющей стали, вывозит его в одну из европейских стран, где на специальном заводе перерабатывает в стальной лист, который востребован в металлургической промышленности. Продукт ввозится обратно в Россию и продаётся какому-нибудь заинтересованному предприятию.
Закон освобождает действующую по такой схеме фирму от вывозных пошлин и частично от ввозных. Стоимость нержавеющей стали благодаря легирующим добавкам весьма высока. Соответственно, предприятие в целом очень привлекательно, только вот есть нюанс: идентифицировать компоненты вывозимого металлолома и ввозимого продукта его переработки не представляется возможным. Вывод: никто не мешает вывозить одно, а ввозить другое, делая вид, будто ввозишь то же самое, избегая таким нехитрым образом уплаты таможенных платежей.
Но Геннадий Шелякин и Игорь Романов давно знакомы – ещё с тех пор, когда последний был первым замом на Санкт-Петерургской таможне. Наверное, поэтому Игорь Николаевич, убыв в отпуск, попросил временно исполнявшую обязанности начальника Псковской таможни Светлану Степанову принять Шелякина и рассмотреть его просьбу.
Предпринимателя приняли, просьбу рассмотрели, доложили Романову: мол, так и так, кроме многочисленных формальных нарушений имеется существенный фактический нюанс – мы никогда не сможем доказать, что бизнесмен ввозит именно тот металл, который вывез. Соответственно, если клиент захочет «контрабасить», таможенные органы помешать этому будут не в состоянии. По данным соображениям подчинённые Игоря Николаевича настоятельно рекомендовали игнорировать предложения главы «Альфа-Металла».
В тот момент начальник Псковской таможни принял другое решение. 1 ноября позапрошлого года связанная с «Альфа-Металлом» компания получила разрешение на переработку товаров вне таможенной территории России сроком на 24 месяца. Игорь Романов оказался в статусе обвиняемого за три с половиной месяца до того момента, как это распоряжение утратило бы свою силу. Кто ж знал, что в металлический бизнес вмешаются правоохранительные органы!
Сегодня Генеральная прокуратура оценивает стоимость перемещённого таким образом через Псковскую таможню металла почти в 60 миллионов рублей, а ущерб государству в виде неуплаченных таможенных платежей – более чем в 11 миллионов.
Генеральный директор ООО «Альфа-Металл» Геннадий Шелякин и учредитель компании Остапенко уже несколько месяцев находятся под арестом. Им инкриминируется около десятка эпизодов, которые следствие трактует как контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей. Уголовное дело, возбуждённое в отношении Игоря Романова – лишь один из этих эпизодов.
Герман Петров
P.S. К сожалению, на наше предложение дать хоть какие-то официальные комментарии руководитель следственной группы Генеральной прокуратуры Магомед Магомедрасулов отреагировал категорично: комментариев не будет до приговора суда.
Ранее по теме:
Экс-начальник Санкт-Петербургской таможни помещен в "Кресты"
Редкий металл
ФТС обидно за державу
В Санкт-Петербургской таможне – опять новый начальник
На Санкт-Петербургской таможне - новый начальник
Отстранены начальники Балтийской и Санкт-Петербургской таможен