Александр Сокуров, если верить его собственным словам, «отчитался перед налогоплательщиками». В Петербурге был показан художественный фильм российского режиссёра, который уже успела посмотреть и оценить Европа в рамках Каннского фестиваля. Сценарий картины под названием «Александра» был написан специально под актрису Галину Вишневскую. Роль бабушки офицера-разведчика, которую исполняет известная оперная певица, кажется не подходящей для неё … пока не посмотришь саму картину.
Александра Николаевна едет в военную часть в Чечне, чтобы повидать своего внука. Собственно, этим предложением можно резюмировать весь сюжет кинокартины. То, что происходит на экране в течение чуть меньше полутора часов, не говорит зрителю ничего напрямую, не притягивает лихо закрученным сюжетом, и ничем не напоминает военный фильм. Несмотря на то, что в кадре, кроме Галины Вишневской постоянно мелькает оружие, форма, солдаты и покрытые пылью бронетранспортёры. Обычная бабушка, обычный внук, самая обычная часть, самая обычная война…
Нет, войны в фильме зритель так и не увидит. Вся она осталась за кадром. Всё о ней можно прочитать в глазах молодых солдат, которые чистят оружие, в глазах внука Александры, который каждый день верхом на бронетранспортёре со своим отделением отправляется «за ворота». Или, увидев палатку, в которой в середине дня отдыхают сапёры, всю ночь работавшие на минном поле. Война очень хорошо отражена и на лицах местных жителей, торгующих на рынке сигаретами и печеньем – молодой парень с презрением смотрит на пожилую «славянку» и делает вид, что не понимает русского языка. Войну отчётливо видно, когда Александра приходит в гости к своей новой знакомой чеченке, которая живёт в разрушенном снарядами панельном доме. «Чай очень плохой местный. Нам военные иногда чай приносят, он вкусный», - говорит пожилая чеченка, торгующая на рынке сигаретами.
По словам продюсера и композитора фильма Андрея Сигле, именно тот факт, что российский солдат имеет в кинокартине Александра Сокурова «человеческое лицо», повлиял на решение жюри Каннского кинофестиваля. «Пальмовую ветвь» «Александра» так и не получила, хотя была одна из самых посещаемых зрителями картин. В связи с этим сразу же можно вспомнить другой фильм другого российского (или всё-таки американского) режиссёра Андрея Кончаловского под названием «Дом дураков». Эта картина завоевала массу всевозможных наград. Русский солдат в «Доме» безлик и вызывает у зрителя исключительно негативные эмоции.
Александр Сокуров адресует свою картину, всё-таки, российскому зрителю. «При съёмках были использованы средства бюджета Российской Федерации. Показ «Александры» в России - своеобразный отчёт перед налогоплательщиками», - рассказал режиссёр. По его словам, киноискусство в наше время гораздо больше влияет на сознание населения, чем алкоголь и наркотики. И воздействие на рассудок человека фильма с «неправильным посылом», по мнению режиссёра, более губительно, чем наркотическое.
«Александра», кстати сказать, больше всего напоминает документальное кино – без навязчивой морали и сути. Андрей Сигле, рассказывая о съёмках фильма, неоднократно упоминал тот факт, что в картине задействованы как профессиональные актёры, так и простые чеченцы и русские. Причём при попытке вычислить, кто из героев фильма относится к первой категории, а кто - ко второй, зритель неизбежно запутывается. А видимые на экране только лишь «отголоски войны» таковыми, на самом деле, не являлись. «Были моменты, когда снимать было просто опасно. Иногда мы просто выводили из бронетранспортёра, на котором перемещались по Чеченской Республике, Галину Вишневскую на 10 минут, чтобы отснять несколько планов и побыстрее уехать», - рассказал продюсер. Вообще, Сокуров восхищён исполнительницей главной роли. «Актриса оказалась настолько сильной женщиной, что невольно становилась примеров для остальных. Она ни разу ни на что не пожаловалась, хотя видно, что ей было тяжело. И ещё было заметно, что она волновалась. Волновалась за то, что не осилит эту роль, - рассказал Сокуров. - В 80 лет участвовать в съёмках фильма, при жаре в 46 градусов, когда транспортом является бронетранспортёр, а вокруг пыль и напряжённая военная обстановка – это настоящий подвиг для актрисы». В самом же фильме героиня Галины Павловны неоднократно повторяет фразу: «Душно тут у вас!»
Российский кинопрокат, несомненно, в скором времени пополнится очередным шедевром (а в том, что это именно шедевр не сомневался ни один из зрителей, присутствовавший на просмотре картины в Петербурге) от российского режиссёра. Однако оценившие по достоинству творение Сокурова засомневались в другом – станут ли российские кинотеатры это творение показывать. «Я с огромным удовольствием пересмотрел бы «Александру» ещё несколько раз, но только дома, в DVD-формате», - рассказал корреспонденту «Фонтанки» один из присутствовавших в зале ценителей искусства. Вполне возможно, что этим и объясняется выход на большие экраны кинофильмов Сокурова вначале за рубежом – контингент посетителей кинотеатров там гораздо старше. «Александра» же, чтобы не говорили, всё-таки не станет культовым фильмом для молодёжи. В России, как известно, именно молодое поколение - основные посетители кинотеатров.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Премьера фильма Сокурова в Каннах едва не провалилась
Вишневская отменила поездку в Канны из-за проблем с сердцем
Сокуров может не поехать в Канны
Россию на Каннском и Берлинском кинофестивалях представят Сокурова и Звягинцев
Сокуров отчитался перед петербуржцами
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ