Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus На Ленфильме зацвел вишневый сад (фото)

На Ленфильме зацвел вишневый сад (фото)

384


Новый фильм Сергея Овчарова «Вишневый сад» выйдет в конце года. Автор «Нескладухи» и «Небывальщины», саркастического «Оно», ироничного сказа о «Федоте-Стрельце» остался верен своей манере. Его Чехов – это «смесь Висконти и Чаплина, смешного и грустного», однако главная задача режиссера – воплотить-таки чеховский замысел и снять комедию.Не зря же писатель ругался со Станиславским, когда тот сделал из него «плакальщицу».

В четвертом павильоне Ленфильма разбили небольшой вишневый оазис, едва дотянули до классических шести соток. Тканевые цветы клеили к веткам вручную, валежник крепили на пенопласт, но когда зажигается приглушенный свет, а ассистент обкуривает аллею «туманом», получается впечатляюще. «Что поделаешь, если искусственное в кадре смотрится лучше, чем натуральное, - делится опытом Овчаров, - к тому же, вишневые сады цветут всего неделю, а нам нужно гораздо больше времени для съемок». В реальности – на Дону - снимались только панорамные виды. Режиссер объяснил, что съемка ретро (это все, что старее пяти лет) очень сложна: практически невозможно найти усадьбу, где из-за деревьев не торчали бы заводские трубы. Впрочем, создателям фильма грех жаловаться: декораторы так преуспели в подражании природе, что пластмассовую траву даже пытались щипать лошади.

Журналистов пустили в этот райский уголок на съемку сцены отъезда Раневской. «Я долго изучал разные варианты трактовок и постановки пьесы, старался не повторяться, найти что-то свое», - объясняет Овчаров. Режиссер заметил, что пьеса Чехова по структуре сильно напоминает итальянскую “comedia del arte” с ее Пьеро, Арлекином, Коломбиной, доном Панталоне. Господа смешны, потому что излишне аристократичны, кичатся этим (хотя без гроша за душой) и постоянно говорят о высоком. Слуги подражают им, но оставленные без надзора, они творят клоунады, репризы, пантомимы. Так что «Вишневый сад» у Овчарова – это эксцентриада, где «смех сквозь слезы и слезы сквозь смех». Создателям фильма важна водевильная, мелодраматическая составляющая пьесы.

«Мы старались внимательно читать ремарки и нашли много смешного. Например, у Епиходова на протяжении всей пьесы скрипят сапоги», - рассказывает режиссер. При Чехове еще была цензура, так что образы Епиходова и Пети Трофимова немного зашифрованы, как считает Овчаров. «Они ницшеанцы в таком смешном смысле: постулаты Ницше «я выше добра и зла», «подтолкни падающего» - Чехов обыгрывает смешно, раскрывая всю их абсурдность. Ибсен и Чехов создали новый тип драматургии, где конфликт происходит не между героями, а внутри каждого из них. И ницшеанство сталкивается с гуманизмом в каждом человеке. Это кажется мне очень актуальным для нашего времени».

Другие герои будут также представлены несколько неожиданно. Овчаров вспомнил, например, что образ Лопахина Чехов писал под Станиславского, человека тонкого, воспитанного (Станиславский, правда, не понял этого и стал играть Гаева). «У меня Лопахин – интеллигентный трепетный человек, который стремится быть другим, хочет быть хорошим», - говорит режиссер. Еще всех очень удивило, что Раневскую играет Анна Вартаньян – слишком уж молодо выглядит актриса. Опять же, мало кто замечал, что по сценарию пьесы Раневской всего 35 лет – все привыкли ко мхатовской трактовке, где героиня изображается пожилой. Таким образом режиссер как бы подчеркивает, что дело не в возрасте, а в «старости души».

Создатели фильма утверждают, что в нем нет ролей второго плана. Но главный герой, несомненно, камердинер Фирс, забытый хозяевами в финале и обреченный на смерть в закрытом, пустом доме. Игорь Ясулович очень тщательно работает над образом: тихий голос, грустная улыбка, осунувшееся лицо как-то сразу обезоруживают и очаровывают. Фирс по-матерински заботится о своих хозяевах, которые ведут себя «как дети малые». Только он остается преданным вишневому саду и дому. В саду рабочие рубят деревья, но Фирс не зовет их на помощь, а остается запертым в усадьбе. «Выберется ли Фирс из дома? – А зачем? У него есть своя коморка, в которой он привык жить, ему просто некуда выбираться, - объясняет Ясулович, - мне было сложно даже переехать в новую квартиру, а я ведь не такой старый как Фирс». Фирс не хочет быть обузой для своих хозяев и даже идет на смерть, и режиссеру важно подчеркнуть, что это единственный герой, который обрел душевное равновесие. Остальные покидают свой «эдем» даже с облегчением: теперь будет меньше поводов переживать.

После съемок бутафорский сад тоже «срубят» и уничтожат – Овчаров говорит о своем детище с грустью. «Хотя вообще-то вырубка сада – нормальное явление. Если вишни не вырубать время от времени, они дичают, превращаются в кусты. В садах на Дону, которые мы снимали, было просто не продраться сквозь бурелом. Так что, в принципе, нет ничего страшного в том, что на месте старых деревьев должны вырасти новые. Другое дело, что еще Бунин заметил: сад из вишен – большая редкость. В дворянских усадьбах вишневых садов вообще не было. Так что это просто символ всего того светлого и хорошего, что дано богом и чего люди лишаются». Если сад – символ, это и хорошо, что он из пенопласта и пластмассы – так еще трогательнее получается.

Екатерина Гребенщикова,
фото автора,
Фонтанка.ру



Фото
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях