Прошедшая в конце июня в Петербурге грандиозная филателистическая выставка закончилась скандалом: один из ее участников - гражданин Германии - приобрел на этой выставке около 300 экземпляров, но не смог вывести их из России – он был задержан на таможне. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 188, часть 1 УК РФ (контрабанда).
Прошедшая на прошлой неделе в Петербурге грандиозная филателистическая выставка (губернатор Петербурга даже сравнила происходящее в Манеже с Чемпионатом мира по футболу) закончилась не слишком хорошо для одного из её участников. Гражданин Германии, который приобрел на этой выставке около 300 экземпляров филателистических материалов, не смог вывезти купленные открытки, письма, марки и каталоги из России. После 8 часов пребывания на таможне города Ивангорода сам он, все-таки, уехал домой, а купленные марки и открытки отправились в Росохранкультуру. Вполне возможно, что неприятности для немецкого коллекционера еще не закончились. В пресс-службе Северо-Западного таможенного управления сообщают, что решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 188, часть 1 УК РФ (контрабанда). Попался иностранец, что называется, по глупости. В Росохранкультуре утверждают, что если бы он выполнил все нужные по закону формальности, то никаких проблем с вывозом коллекционных материалов, скорее всего, не возникло.
«На многостороннем автомобильном пункте пропуска Ивангород Кингисеппской таможни в личных вещах гражданина Германии, следовавшего в качестве пассажира на автомобиле Reno, сотрудники обнаружили следующие ценности: 101 открытку, 46 марок и 3 каталога. Все обнаруженное датировано концом XIX – начала XX вв. Стоимость будет определена после проведения экспертизы», – сухо сообщает таможенная сводка.
Предыстория такова. Все эти экспонаты иностранный гражданин (его фамилия несущественна) приобрел на организованной ведомством Леонида Реймана выставке. Выставка в Манеже закончилась 25-го числа. 27-го июня коллекционер пришел в Росохранкультуру с экспертной оценкой из петербургского общества филателистов. Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в Управлении Росохранкультуры по СЗФО, ему предложили принести в надзорную службу купленные каталоги, открытки и марки для подготовки к вывозу: для сверки с заключением экспертизы и опечатывания в пакеты. На это гость Петербурга ответил, что погода плохая (и это может повредить открыткам), что ему из Петродворца (где он остановился) ехать далеко, и в ведомство больше не явился. А 28-го июня он был остановлен на таможне. На границе, кстати, по нашим данным, мужчина пытался изобразить, что «плохо понимать по-русски» (несмотря на то, что понимает он русскую речь достаточно хорошо). Не помогло.
«Ситуация дурацкая. Человек работал на выставке и услышал, что есть вещи, которые нельзя вывозить, – рассказал нам эксперт петербургского общества филателистов, проводивший экспертизу (его фамилию мы не указываем). - Принес нам часть вещей и попросил сделать экспертное письмо. Мы его сделали. Часть вещей он просто не стал приносить. Мне кажется, с человеком «приключилась какая-то странная хитрость», но не потому, что он преступник, а просто потому, что безграмотен в российских законах. Эти вещи свободно в Европе «гуляют» и не являются предметами культурной ценности. Наши законы распространяются и на письма, и на открытки. Даже, например, кирпич, валявшийся на улице, которому 200 лет – все равно его нельзя вывезти. Хотя, какая это культурная ценность? Да даже если речь о марках – уникальных ведь не так много!».
«Он принес нам часть вещей, мы оценили их в 3000 рублей. Почему он принес не все, – непонятно, возможно, хотел избежать налоговых платежей. Когда коллекционер пришел на Малую Морскую в Росохранкультуру, то услышал, что нужно приносить весь материал, и начал дергаться. В итоге он ничего не принес вообще. Результат известен – он звонил уже из Германии и жаловался, что все забрали, продержали восемь часов, и почему-то таможенники общались, как с преступником. Общую сумму вывозимого, уже по возвращенным с таможни материалам, я бы оценил не больше чем в 1000 долларов».
Скорее всего, если бы немец сделал все по закону, то проблем у него не возникло. Хотя некоторые приобретенные предметы и подпадают, формально, под закон о не вывозе, - в период ярмарки, вероятно, ее гости получили бы поблажку. Но он этого не сделал. В обществе филателистов считают, что это произошло из-за непонимания слишком жестких российских законов.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
В Петербург слетелись марки со всего света
Таможенники "выловили" в "зеленом коридоре" старинные монеты и медаль
Петербуржец пытался выслать за границу раритетные монеты