Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Кто рейс заказывает, тот за него и отвечает

Кто рейс заказывает, тот за него и отвечает

217

Большинство туристов отправляются в жаркие страны чартерными рейсами, но далеко не все они прилетают вовремя – в таком случае отдых либо с самого начала оказывается испорченным, либо смазываются все хорошие впечатления от удачно проведенного отпуска. С 1 июня ответственность за задержки рейсов и иные проказы авиакомпаний несут туристические фирмы. По Воздушному кодексу РФ каждый пассажир может требовать по 50 рублей компенсации. По судебному решению – возмещения всех расходов, убытков и моральную компенсацию.

Найти крайнего

Раньше турфирмы открещивались от проблем перелета. В договорах указывалось, что агентство лишь оказывает услуги (а то и помощь) по покупке авиабилета. То есть турист оставался наедине с перевозчиком, которого он не выбирал, условия которого не принимал и даже не мог с ними ознакомиться.

С 1 июня в законодательстве появилось понятие «туристический продукт» – не пресловутое «право на тур» (значение оного термина не могли понять даже специализирующиеся в этом вопросе юристы), а «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору». Формирует этот продукт туроператор, который и несет ответственность за любые задержки и неурядицы. И только оператор (как уже писала «Фонтанка») с 1 июня может заключать соглашения с туристами: туристическое агентство лишь представляет оператора в отношениях с клиентом (т.е. подписывает договоры, предоставляет информацию, и т.д.). По данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм), на 20 июня в Санкт-Петербурге законно действовало более 200 туроператоров (здесь размещен общий список компаний, имеющих право осуществлять международную туроператорскую деятельность). Однако питерские агентства могут продавать и путевки компаний, расположенных в других городах (московских и т.д.).

Кто заказывал рейс?

Чартерные рейсы сулят двойную угрозу турфирмам. Ведь по действующим Правилам международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденным более 20 лет назад еще Министерством гражданской авиации СССР, «согласие пассажира следовать чартерным рейсом рассматривается как согласие со всеми условиями договора фрахтования (чартера) воздушных судов, относящимися к условиям перевозки, независимо от того, заключен этот договор непосредственно с пассажиром или с иным лицом». То есть, заключая договор на тур а какую-нибудь Турцию, турист подписывается под условиями контракта, заключенного, например, между ГТК «Россия» и некой компанией (фрахтователем). Причем чаще всего фрахтует чартер одна компания, туроператором является другая, турагентом – третья.

Верховный Суд России признал эту норму законной. Однако только потому, что она «не содержит запрета пассажиру получить информацию об условиях осуществления рейса воздушного судна, выполняемого в соответствии с договором фрахтования воздушного судна и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающие права граждан». А значит, покупая тур, клиент может потребовать от агентства (оператора) полную информацию, в том числе копию контракта фрактования (чартера). В противном случае до или после заключения договора можно предъявить претензию: турфирма должна была, но не предоставила обязательную информацию. А значит, хоть за день до отправления можно расторгнуть договор и потребовать всю уплаченную за него сумму.

Не летайте самолетами Аэрофлота?

Правда, туристу все же стоит заранее подумать о возможных проблемах, а не надеяться на получение компенсации. Например, можно отказаться пользоваться ненадежной авиакомпанией. Или выбрать рейсовый самолет, а не чартер.

В прошлом году Федеральное агентство воздушного транспорта опубликовало «черный список» – назвало 10 самых непунктуальных отечественных авиакомпаний. Они чаще других задерживают чартерные рейсы, обрекая клиентов на массу неудобств. Лидером стала «Калининград-авиа», организующая стыковочные рейсы в Европу из многих городов России (в том числе из Санкт-Петербурга). Вторую строчку заняла скандально известная компания «Вим-Авиа»: ее рейсы стабильно задерживаются не несколько часов (а иногда и суток), а руководство считает виновниками в том числе пассажиров. «Трансаэро» заняла шестую строчку «черного рейтинга». ГТК «Россия» («Пулково») Росавиация не считает особо непунктуальными. Рейтинг был опубликован, о скандалах пишут многие СМИ и показывают телеканалы, но российские туристы продолжают пользоваться услугами этих «уважающих клиентов» авиакомпаний.

Все летающие в Европу авиакомпании подчиняются специальным «Правилам защиты прав авиапассажиров», принятым Евросоюзом в 2005 году. Неустойки составляют от 250 до 600 евро в зависимости от дальности полета, в случае задержки перевозчик обязан обеспечить пассажира еще питанием и проживанием в гостинице. Избежать выплат компенсаций авиакомпания может, только если предупредит о задержке рейса за две недели. Ни забастовки, ни неисправность самолета не являются форс-мажорными обстоятельствами (ищите резервный борт или платите компенсацию).

Формально эти правила распространяются и на российские авиакомпании, но только если они выполняют рейсовый, а не чартерный перелет. К тому же для получения компенсации туристу придется жаловаться в находящуюся в Брюсселе Европейскую комиссию по энергетике и транспорту. Учитывая, что даже самому нарушителю очень редко разгневанные россияне предъявляют мотивированные претензии, фирмы без особых последствий игнорируют европейские правила.

Павел Нетупский, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях