Во время нападения на объект управления Госнаркоконтроля Петербурга вооруженные преступники взяли в заложники сотрудника поста охраны и оперативника. Цель нападавших - документы из уголовного дела торговцев наркотиками и оружие. Такова легенда учений, которые провели в субботу бойцы спецназа управления. Заложники были освобождены. Незадолго до этого в редакцию "Фонтанки" пришло письмо с улицы Народного Ополчения. В нем говорилось о квартире, жители которой продают наркотики взрослым и детям, заставляют детей торговать наркотиками, а родителей грабят, избивают и запугивают. А милиция якобы угрожает жителям расправой за жалобы и отказывается принимать заявления. Корреспондент «Фонтанки» побывал на местах событий.
Спецназ работает на «раз…»
На Кубинской события развивались в полном соответствии со сценарием. Бойцы элитного подразделения ФСКН продемонстрировали журналистам два варианта спецоперации - освобождение условных заложников при посадке преступников в легковую машину и штурм пассажирского автобуса "Икарус" с предполагаемыми преступниками. Заместитель начальника Управления ФСКН по Петербургу и Ленобласти генерал-майор полиции Сергей Бабанов рассказал о том, что уровень подготовки спецназовцев заслужил самые высокие оценки со стороны специалистов других элитных частей...
…Четверо спецназовцев разбивают окно "Икаруса" штурмовой лестницей, первым в автобус впрыгивает юркий боец ростом сто шестьдесят с небольшим. Зрелище работы профессионалов мгновенно возвращает зрителя назад в 2004-й. Каждое действие участников тактико-специальных учений невольно напоминает зрителям о сотнях погибших заложников во время национальной катастрофы в Беслане. Спецназ ФСКН в бесланской операции участия не принимал. Сценарий учений копирует ситуацию в Нальчике, когда захват дежурной части УФСКН закончился гибелью четырех наркополицейских.
Почти все полицейские спецназовцы - участники боевых действий в Чечне. Бойцы появлялись одновременно со всех сторон, на захват уходили считанные секунды. Но и за это время можно было заметить слаженность и жесткость действий. Чтобы телеоператоры успели что-то снять, бойцам пришлось специально на камеру «повторять» сцены штурма по отдельности. По словам руководства, с поставленными учебными задачами спецназ справился на отлично.
Под наблюдением
До Народного Ополчения, откуда в редакцию пришла анонимка, подписанная "жители нескольких домов", от станции "Проспект Ветеранов" добраться вполне можно и пешком. Обычный летний вечер, владельцы собак вышли на заключительную прогулку. По одну сторону улицы железная дорога, по другую - "хрущевки" и гастроном-стекляшка.
Во дворе дома 83 тоже не заметно ничего необычного. Несколько человек, похоже, возвращаются с праздника, двое наиболее веселых мужчин отстали от группы. Из помойки что-то вынимает пожилая женщина. Смотрю в окно той самой квартиры. Там отодвигается занавеска, кто-то явно наблюдает за двором. Перед парадной остановился милицейский газик и два милиционера подошли к мужчине лет 40. Проверка документов, личный досмотр. По итогам проверки мужчину в наручниках сажают в кузов. Тихо и буднично.
Через короткое время после отъезда милицейского газика во дворе появились две пожилые женщины, оказавшиеся жительницами соседнего дома. На вопросы корреспондента "Фонтанки" про торговлю наркотиками и запугивание местных жителей они отвечали уклончиво: "Про наркотики - это молодежи должно быть виднее, это у молодежи надо спрашивать."
Перед домом 83 на асфальт как раз села представительница этой части общества. Приближающегося корреспондента "Фонтанки" девушка, с небольшой затуманенностью во взгляде встретила вопросом: "Хочешь любви?"
-Ммм…нет.
-А чего ты хочешь?
-Просто гуляю.
-Ну, давай, погуляем.
Спрашивать девушку о распространении наркотиков и сопутствующих явлениях показалось бессмысленным.
Получилось, что взрослые местные жители охотно делятся информацией, только подписываясь "Граждане РФ". А что могут сказать в правоохранительных органах?
В 14-ом отделении милиции сказали, что информация про эту точку очень старая. Место, о котором идет речь в анонимном письме, давно находится под наблюдением. Сведения о том, продают ли наркотики в доме 83 до сих пор и другие детали проводимых мероприятий - это закрытая оперативная информация.
Причины не раскрывать оперативную информацию разумны, хотя и могут быть совершенно различными, от боязни спугнуть "крупную рыбу", до желания спокойно выполнять план, с комфортом изымая наркотики у покупателей возле известных точек. А вот "Жителям домов" и "Гражданам РФ" едва ли удастся добиться своих целей, оставаясь в подполье. Начальник отдела Управления по Северо-Западному Федеральному округу ФСКН Сергей Лосев сказал корреспонденту "Фонтанки", что в данном случае, жителям могло бы помочь обращение в прокуратуру с жалобой на бездействие милиции». Однако вряд ли там будут отвечать на анонимки. И вряд ли туда отправится спецназ Госнаркоконтроля. А стоило бы, прямиком с Кубинской…
Леонид Кондратенко,
Фонтанка.ру