Для строительства новых станций питерской подземки впервые в мире будет использован проходческий щит для наклонных ходов. «Метрострой» и немецкая Herrenkneht AG подписали сегодня в Смольном контракт на приобретение проходческого комбайна, аналогов которого пока нет в мире.
В Петербурге впервые в мире будет использован проходческий щит для наклонных ходов. «Метрострой» и немецкая Herrenkneht AG подписали сегодня в Смольном контракт на приобретение проходческого комбайна с грунтопригрузом для строительства наклонных ходов. Под столь технически сложной формулировкой скрывается уникальный проходческий щит, аналогов которого пока нет в мире.
Как пояснил председатель правления Herrenkneht AG Мартин Херренкнехт, для его компании этот проект исключительный: в настоящее время максимальный угол хода для щитов составляет 7 градусов, этот же сможет работать под углом в 30 градусов. Таким образом, те работы по тоннелям, которые сейчас выполняются месяц, можно будет проводить за один день, утверждают специалисты "Метростроя". Для примера, обычным способом заморозки в месяц отрабатывается до 12 метров тоннеля, щит за одни только сутки проходит 10 метров. Другой особенностью этой машины является то, что она способна и на горизонтальную прокладку. Внутренний диаметр кольца – 9,4 метра, а это значит, что в тоннеле должны разместиться не менее 4 эскалаторов.
Петербург специально заказал этот щит для прокладки тоннеля на станции метро «Адмиралтейская», но, по словам генерального директора «Метростроя» Вадима Александрова, вероятнее всего, супер-комбайн впоследствии используют на строительстве «Обводного канала» и третьего выхода на Сенной площади. Сложность работ на «Адмиралтейской» заключается, в первую очередь в том, что нельзя допустить осадку грунта – на поверхности находятся жилые дома. Здание на Малой Морской, 4, где в последствии расположится павильон станции, разберут, а потом, после подземных работ, заново возведут на старом месте. Кстати, щит должен прибыть в Петербург к маю 2008 года, к этому же моменту должен закончится и демонтаж дома.
Стоимость покупки – около 20 миллионов евро. При этом городской бюджет не будет в нем участвовать. Вложения – деньги «Метростроя», часть из которых будет взята в кредит.
Однако в Москве похожая машина появится уже в конце этого года – как пояснил Александров, москвичи узнали о петербургском проекте и поспешили заказать машину у канадцев.
Напомним, что самый известный проходческий щит - "Виктория" - работал в петербургской подземке в зоне размыва между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества». Работы на размыве продолжались до 27 ноября 2004 года, после чего щит законсервировали и впоследствии собирались продать. Комитет по транспорту предварительно перевел щит на баланс города (пока велась проходка, комплекс находился в собственности итало-шведского консорциума Impregilo), стоимость «Виктории» составила около 530 тысяч долларов, но покупателей на него не нашлось, слишком специфическим оказался механизм. Некоторые его детали еще пригодятся, - уверяют в «Метрострое».
Программа развития Петербургского метрополитена расписана до 2015 года. Уже в следующем году будет открыта станция «Волковская», в 2009 году дождется своей очереди «Звенигородская», в 2010 – «Обводный канал». «Адмиралтейская», возможно, заработает в 2011-м. В планах метростроителей на ближайшие 8 лет весь Фрунзенский радиус: станции "Бухарестская", "Международная", "Проспект Славы", "Дунайский проспект", "Балканская", "Южная". Использовать новый щит на всех строящихся станциях – нецелесообразно, кроме того, даже несмотря на его рекордную скорость проходки, везде поработать он просто не успеет. Пока в планах - наклонные ходы «Обводного канала» и «Сенной площади». На остальных будут работать по старинке – замораживанием. Этот способ, хотя и долгий, и предполагает некоторую осадку грунта, давно используется и вполне удовлетворяет «Метрострой».
На фото: так выглядела схема работы щита в разрезе
Ксения Потеева,
Фонтанка.ру