Попытки ввести очередные ограничения для политических партий предпринимаются со стороны ФАС. Накануне, по информации федеральных СМИ, ведомство в ответе на запрос ЦИК заявило, что политическая информация, распространяемая по так называемой «наружке», оказывается, противоречит закону «О рекламе». Специалисты называют это заявление юридическим абсурдом. Политические партии во мнениях разделились: одни в предвкушении запрета вздыхают с облегчением, другие усматривают в этом начало борьбы предстоящей избирательной кампании в ГосДуму.
Политическая реклама на больших рекламных щитах и растяжках за последние несколько лет стала едва ли не самым популярным атрибутом выборных кампаний. На прошедших выборах в Законодательное собрание Петербурга лидерами по «мельканию на улицах» стали единороссы и эсеры. Первые на предвыборную кампанию потратили порядка 154,9 миллиона рублей, вторые – 77 миллионов. Специалисты утверждают, что порядка 50 процентов этих затрат уходят на «наружку» (представители партий на этот вопрос ответить затрудняются). Гораздо меньше политических билбордов во время избирательной кампании размещали «Патриоты России», ЛДПР и СПС.
Популярность этого ресурса объясняется просто: чтобы народ знал кандидата, лучшего способа оказать «информационное влияние» нет. Ведь газеты и листовки читают далеко не все, письма и открытки из почтового ящика чаще всего выбрасывают, а на встречи с кандидатами (в большинстве случаев) ходят те, кому больше нечем заняться. А от «наружки», как известно, никуда не деться – ни пешеходам, ни автомобилистам.
Но, как ни странно, корреспондента «Фонтанки» представители «ЕдРа» и КПРФ заверили, что к перспективе отказа от такого ресурса относятся положительно.
В петербургском отделении «Единой России», узнав о возможных перспективах, вздохнули с облегчением: «С согласованием плакатов обычно больше всего проблем. К тому же размещение рекламы на улице – дорогое удовольствие. Да нам билборды и не нужны, – нас и так уже знают. Нам эта идея все больше и больше нравится».
В КПРФ отреагировали на инициативу практически безразлично и философски подошли к вопросу: «Да мы и так никогда ей не пользовались. У нас есть газеты, и мы работаем с населением. Думаю, что это выгодно крупным политическим партиям, которые уже заявили о себе и им нужно сосредоточиться на работе на местах. Тут можно провести аналогию с запретом рекламы на сигареты – эта инициатива была фактически проплачена крупными табачными компаниями», - предположили юристы партии.
Эсеры оказались единственными, кто усмотрел в инициативе прямое давление. По мнению петербургского лидера партии Олега Нилова, возможный запрет на широкоформатную рекламу – очередная новация оппонентов партии в канун думской кампании: «Это еще не все. У нас в России финала этому не будет. Оппозиция на выдумку хитра, скоро начнется. Как только мы что-нибудь запустим, нам скажут, что и этого нельзя. Потом еще что-нибудь запретят». Но, по его словам, от такого нововведения партия не пострадает.
Напомним, что две недели назад в Петербурге уже произошел инцидент со снятием плакатов этой партии. Правда, причина была другой. Однако, ходят слухи, что затея запретить билборды совпала странным образом с крупным размещением рекламных щитов и плакатов партии Миронова в 40 городах России. «Их появление многих раздражает», - отметил источник в партии.
А в Горизбиркоме нам заявили, что все подобные заявления ФАС – не более, чем юридический абсурд: в статье 4 закона «О рекламе» написано, что этот закон на политическую рекламу, в том числе и агитацию, не распространяется. А, следовательно, размещение политической «наружки» даже теоретически не может противоречить этому документу.
На фоне этого противники инициативы склоняются к мнению о том, что заявление антимонопольной службы - не более чем начало поиска механизма борьбы с ведением агитации на предстоящих выборах. И всем становится интересно, каким же этот механизм в итоге будет. Впрочем, существующим политическим партиям это действительно ничем не помешает – брэнды давно запущены, появление новых не планируется. Однако, как отметил представителей одной из политических партий: «тенденция настораживает».
Александра Медведева,
Фонтанка.ру
ФАС ищет метод предвыборной борьбы
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ