Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Приказано уничтожить

Приказано уничтожить

295
Фото с сайта demiart.ru

Российские военные получили право сбивать гражданские самолеты, игнорирующие приказы. Теперь наши ракеты могут уничтожать не только лайнеры, захваченные террористами, но и последователей Матиаса Руста или заблудившиеся в российском небе аэропланы.

Правительство России 6 июня утвердило «Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами РФ для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта». Соблюдающие эти инструкции офицеры могут оказаться на месте майора Геннадия Осиповича, который почти 24 года назад сбил в небе над Сахалином гражданский Boeing-747 с 269 пассажирами на борту.

Сбивать нельзя пропустить

Новый регламент борьбы с воздушными террористами вступит в силу 25 июня. Он допускает уничтожение самолета, который нарушил правила использования воздушного пространства России и не подчиняется требованиям о посадке, если «существует реальная опасность гибели людей, либо наступления экологической катастрофы». Кроме того, ПВО также должны уничтожать пассажирский лайнер, если есть «достоверная информация о возможном (!) использовании воздушного судна для совершения террористического акта, или о захвате воздушного судна и возникновения реальной опасности гибели людей».

Наземные службы и истребители вправе применять оружие, только если самолет не подчиняется радиокомандам или визуальным сигналам (световым ракетам и т.д.). До запуска боевых ракет военные должны исчерпать все меры необходимые для посадки «цели», в том числе открыть предупредительный огонь. Если же возникает угроза военным объектам, населению или экологии, – нарушитель подлежит уничтожению.

Аналогичные инструкции утверждены также в отношении морских и речных судов, подводных целей и иных плавающих объектов, нарушающих водные границы Российской Федерации.

Горький опыт

Новые правила можно считать более жесткими, чем действовавшие во времена «холодной войны». Тогда военные самолеты СССР и США преднамеренно нарушали воздушную границу потенциального противника, а разведка фиксировала действия ПВО. Иногда в переделку попадали и лайнеры «Аэрофлота». Например, один из них «заблудился» над Коннектикутом точно в момент спуска на воду со стапеля новейшей атомной субмарины.

В 1968 году на Курильских островах был принудительно посажен военно-транспортный самолет США DC-8, который сбился с курса. Выполнив команды советских перехватчиков, он приземлился на аэродром, и, после короткого разбора и признания американцами своей вины, улетел по маршруту. В 1978 году над Кольским полуостровом оказался Boeing, который также «заблудился», следуя по прямой из Парижа на Аляску. Советский истребитель запустил боевую ракету, лайнер получил серьезные повреждения, но смог сесть на замерзшее озеро. Погибли два человека, еще 13 пассажиров были ранены.

Скандал разразился 1 сентября 1983 года, когда аэробус южнокорейской авиакомпании Korea Airlines сбился с курса и прошел с включенными бортовыми огнями и радиомаяком (автоотвечиком) над Камчаткой и Сахалином. По версии советских военных, пилот истребителя Геннадий Осипович пытался связаться с нарушителем на международных частотах для экстренных сообщений, открывал предупредительный огонь специальными светящимися ракетами и т.д. Хотя летчик отлично видел, что перед ним большое гражданское воздушное судно; командование отдало приказ о его уничтожении. Это вызвало бурю негодования в адрес СССР: от дипломатических протестов, до повторения «Бостонского чаепития» – только вместо чая владельцы баров и винных магазинов выливали в гавань русскую водку.

Через несколько лет после трагедии над Сахалином военные уже действовали иначе. В итоге пропустили легкомоторный самолет, на котором немец Матиас Руст 28 мая 1987 года совершил посадку прямо на Красную площадь. Самолет засекли еще на границе, неопознанную цель передавали от округа к округу. Военный истребитель несколько раз подлетал к спортивной Cessna-172, но команды сбить или хотя бы вынудить борт совершить посадку не поступило. За подобную халатность были уволены многие военные, в том числе министр обороны Сергей Соколов, командующий ПВО Александр Колдунов и ряд других высших офицеров.

Ошибаются и на западе: в 1973 году истребители ПВО Израиля расстреляли над Синайским полуостровом ливийский пассажирский лайнер, который, снижаясь, ошибочно перелетел Суэцкий канал. А в 1998 году ракетой с американского крейсера Vinsenns над Персидским заливом был сбит принятый за боевой самолет иранский аэробус А-300. Тогда погибли 298 человек.

В положении от 6 июня 2007 года ПВО даются весьма расплывчатые инструкции. Военные должны руководствоваться «принципом соразмерности применяемых мер степени террористической опасности». А значит и дальше подобно майору Осиповичу офицерам ПВО придется на месте решать, сбивать ли воздушного нарушителя, будь то вражеский бомбардировщик, захваченный террористами лайнер, воздушный хулиган или мирный, но заблудившийся над бескрайней Россией самолет.

Павел Нетупский,
специально для Фонтанки.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях