В Петербурге в 7-й раз вручена литературная премия «Национальный бестселлер». На этот раз её обладателем стал преподаватель петербургского военно-морского училища Илья Бояшов, получивший «бестселлер» за роман «Путь Мури». Само вручение премии с каждым годом все больше напоминает шоу – по окончании церемонии даже у частенько ведущего ее критика Артемия Троицкого родилось сравнение с недавно минувшим «Евровидением». «Я думал, выиграет Сердючка (в нашем случае Людмила Улицкая), а победил неизвестный сербский автор», - пошутил он.
новая литературная звезда
Одним из потенциальных скандалов нынешней премии 2007 года было двойное участие в ней московского писателя Дмитрия Быкова. Дело в том, что по регламенту «Нацбеста» лауреат прошлого года обязательно входит в жюри следующего. И потому Дмитрий Быков сидел в президиуме. Но свежая его книга «ЖД» добралась до шорт-листа «Нацбеста»-2007, и в этом президиуме он сидел и в качестве судьи, и в качестве участника литературного соревнования. Согласитесь, ситуация ненормальная, и вряд ли способствующая честной борьбе.
«У нас уже была такая ситуация. В первый раз Лимонов был в жюри, и его книга номинировалась. Тогда он проголосовал сам за себя. Но он сидел в тюрьме и ему очень были нужны деньги. Лимонова можно понять. У Быкова совсем другая история. Я бы за себя никогда за себя не стал голосовать, если бы, конечно, не сидел в тюрьме», - сказал нам перед голосованием лауреат первого «Национального бестселлера» писатель Леонид Юзефович.
Быков, к его чести, тоже не стал. Но мог бы с конкурса и сняться, пусть это и лишило бы московского писателя возможности покрасоваться перед фото- и телекамерами в Зимнем Саду гостиницы «Астория» (каждый год Дмитрий делает это с видимым удовольствием). Уж у кого-кого, а у него перспектива «проснуться знаменитым» (это предлагает «Национальный бестселлер» каждый год) уже давно стала действительностью.
Дмитрий Быков всегда под прицелом камер
Второй вопрос, который возникает каждый год: почему, собственно, именно эти книги попали в шорт-лист, и каким образом выбиралось малое жюри. Как маститые авторы Людмила Улицкая, Дмитрий Быков и Владимир Сорокин могут соревноваться с мало кому пока известными Леной Элтанг, Вадимом Бабенко и Ильей Бояшовым? И, главное, зачем им это? (Не удивительно даже, что Сорокин и Улицкая в Петербург не приехали).
Выбор жюри нам перед премией попытался объяснить писатель Павел Крусанов (номинант нацбеста-2003 и член отборочного жюри этого года – именно данные им на предварительной стадии три балла помогли «Пути Мури» Ильи Бояшова попасть в шорт-лист). «Малое жюри - это не профессионалы пера – на этой премии голосует читатель. Читатель представлен известными людьми, уже имеющими свою аудиторию, которая им доверяет», - заявил нам Крусанов.
Ну что ж, посмотрим на малое жюри этого года. Писатель Дмитрий Быков. Повар Илья Лазерсон. Телеведущая Анфиса Чехова. Юный режиссер Мариинского театра Василий Бархатов. Тележурналист Михаил Леонтьев. Главный редактор «Собаки.ру» Яна Милорадовская. И председатель жюри – сенатор от Ленобласти Сергей Васильев. Отражают ли эти представители читательского цеха всю народную выборку, если уж национальный бестселлер у нас «выбирает читатель»?
Нам кажется, что так же мало, как и сами выбранные для голосования книги выражают смысл слова бестселлер. Это понятно даже Анфисе Чеховой, которая на церемонии призналась, что «не поленилась посмотреть перевод слова «бестселлер», и выразила удивление, что список номинантов не заполнен произведениями Донцовой и Марининой.
Так что будем относиться к премии «Национальный бестселлер» спокойно – как к забавной светской тусовке с элементом шоу, каковой она всегда и была.
Анфиса Чехова нашла о чем поговорить с Василием Бархатовым
Ну и напоследок – кто кому дал баллы. Ведь на «Евровидении» это едва ли не интересней, чем сами выступления артистов. «Путь Мури» Ильи Бояшова сразу же вышел вперед за счет голосов Дмитрия Быкова и Василия Бархатова. Последний сравнил книгу Бояшова с картиной Матисса «Рыбки», и заявил, что «Никогда не читал ничего столь непосредственного и детского». Бояшов этим вечером получил немало сравнений: ведущая церемонии объявила его «Кустурицей в прозе», а Артемию Троицкому роман о коте Мури, потерявшем своих хозяев во время войны в Боснии, показался смесью Павича, Лао Цзы и «Недопеска Наполеона III». Илью Лазерсона покорила Людмила Улицкая с романом «Даниэль Штайн, переводчик». Михаил Леонтьев отдал свой голос Лене Элтанг за «Побег куманики», Милорадовская присоединилась к Лазерсону, а Анфиса Чехова (секс с которой, по мнению Артемия Троицкого, «приятней, полней и глубже, чем секс с доктором Щегловым и доктором Курпатовым») «от всего своего большого сердца» (и положа руку на не менее большую грудь) проголосовала за роман Владимира Сорокина.
Михаил Леонтьев - очень занятой человек
Виктор Топоров всегда на капитанском мостике Нацбеста
Белый костюм Артемия Троицкого почти что символ целого поколения
Без голосов остался только «Черный Пеликан» Вадима Бабенко и «ЖД» Быкова. А вот между Бояшовым и Улицкой образовалось равенство. В этой ситуации по регламенту «Нацбеста» пришлось принять решение Сергею Васильеву. Сенатор смог только назвать фамилию Ильи Бояшова, а вот объяснить свое решение ему не удалось – его попытки сказать что-то еще заглушили аплодисменты.
Михаил Гончаров,
фото Марии Цыганковой
Фонтанка.ру