За волокиту, побочные заработки, грубое поведение, «случайные связи», нарушение прав журналистов и иные аморальные поступки судьи могут быть лишены полномочий. Такое же наказание ждет председателей за неправильную организацию работы, которая умаляет авторитет судебной власти. Такие наставления издал Верховный Суд России.
Действующее законодательство весьма туманно определяет основания для привлечения судей к дисциплинарной ответственности, коей является лишение полномочий – за совершение проступка (нарушение закона или Кодекса судейской этики). Исчерпывающие разъяснения по этому вопросу утвердил Пленум Верховного Суда России. Именно ими должны будут руководствоваться квалификационные коллегии, рассматривая жалобы недовольных действиями конкретных судей граждан.
С точностью до секунды
Многие положения «наставлений» порадуют петербуржцев, имевших счастье или несчастье столкнуться с деятельностью Фемиды (например, в качестве истца в гражданском деле). В частности, Верховный Суд России строго указывает, что каждое судебное заседание должно проводиться в назначенное время, а практика назначения в судах первой инстанции рассмотрения нескольких дел на одно и то же время несовместима с требованиями закона и профессиональной этики. Необходимо соблюдение гарантий равенства прав участников судебного процесса – судья обязан с одинаковым вниманием относиться ко всем его участникам.
В Петербурге эти правила выполняются далеко не всегда. До недавнего времени во всех районных судах граждан, представляющих себя самостоятельно (то есть без адвоката), принципиально сажали не за стол, а на скамейку в зале. А его противник (например, представитель нарушившей права потребителя компании) размещался за столом прямо перед судьей. Логически такая дискриминация не обосновывалась.
Формально запрет на назначение нескольких заседаний на одно время не распространяется на кассационную инстанцию – Санкт-Петербургский городской суд, где именно такой порядок рассмотрения дел существует уже много лет. Десяток истцов и ответчиков вынуждены приходить в указанное в повестке время и несколько часов просто сидеть в коридоре в ожидании вызова. Порядок рассмотрения дел не поддается логическому обоснованию. Также и то, почему бы секретарю не выписать повестки с интервалом в 15-20 минут, сэкономив петербуржцам сотни часов времени. «Районный суд обязал мне выплатить прибавку к пенсии, – пожаловалась журналисту «Фонтанки» старушка, ожидающая своей очереди в коридоре в доме 16 по набережной реки Фонтанки. – Часть ушла адвокату, который берет почасовой гонорар. Пенсионный подал кассационную жалобу. Еще два часа посижу – даже в случае выигрыша вообще ничего не получу».
Далеко не всегда участникам процесса удается быть услышанным судом: в той же кассационной коллегии заявителей очень резко обрывают, не давая закончить выступление. Создается впечатление, что все уже решено, а несколько часов стороны просидели в душном коридоре зря. «Судьям следует избирать вежливый и спокойный тон ведения судебного процесса, быть сдержанным, тактичным, с уважением, пониманием и терпением относиться к участникам судебного разбирательства. Некорректное поведение граждан в судебном заседании не освобождает судью от обязанности быть тактичным, объективным и справедливым в отношении этих граждан», – напоминает Верховный Суд России.
Председатели под прицелом
Особые рекомендации даются по общению судей с журналистами, хотя де-факто Верховный Суд России повторил нормы Кодекса судейской этики. В то же время в жесткой форме указывается, что действия судьи по воспрепятствованию представителям средств массовой информации к доступу в судебное заседание, освещению ими рассмотрения дела являются нарушением профессиональной этики. Со всеми вытекающими последствиями.
Наказание ждет и председателей судов. «Неправильная организация руководителями суда работы суда и его аппарата умаляет авторитет судебной власти», – констатирует Верховный Суд России. Председатели должны следить за движением дел в судах, за выдачей гражданам справок и копий судебных документов, с тем, чтобы граждане, обращающиеся в суд, затрачивали минимум времени на разрешение возникших у них вопросов.
С реализацией этих прав в Петербурге также не все гладко. Например, в большинстве районных судов канцелярии по гражданским делам принимают только два раза в неделю по три часа. Отправка решений в адрес граждан в пятидневный срок, как это предусмотрено законом, вообще не практикуется. В письменной форме судебные решения изготавливаются месяцами, а дабы не пропустить очень короткий срок для подачи жалобы, граждане вынуждены каждую неделю звонить или бегать в приемные часы в канцелярию суда.
Судья за стеклом
Впервые четко определен публичный статус судьи (Страсбургский суд разъяснил это много лет назад): в силу осуществления судьями публично-правовых функций к соблюдению ими морально-этических норм в частной жизни предъявляются повышенные требования. В частности, Верховный Суд России рекомендовал служителям Фемиды «избегать в частной жизни отношений, которые могут умалить авторитет судебной власти, честь и достоинство судьи», а также принимать подарки или услуги. Недопустимо использование судьей своего статуса в целях получения каких-либо благ, услуг, коммерческой или иной выгоды для себя, а также для своих родственников, друзей, знакомых (например, получение кредита или заключение других договоров на иных условиях, чем это предусмотрено в отношении других лиц).
Действующее право судей заниматься научной, преподавательской, лекторской и иной творческой деятельностью также ограничено. Раньше судьи часто «подхалтуривали» выступлениями на коммерческих семинарах, написанием (или только рецензированием) книг и т.д. Теперь указано, что размер вознаграждения судьи должен быть сопоставим с размером вознаграждения, получаемого за аналогичную деятельность иными лицами, и не вызывать сомнений в порядочности и честности судьи. Аналогичная норма действует в США, где кроме общей суммы ограничена и доля зарабатываемого судей «на стороне» дохода (не более 15 процентов от жалования).
Накажем за все
В последнее время служителей Фемиды лишают полномочий за разные проступки – грубые и не очень. Например, судья арбитражного суда потерял статус только из-за того, что принял обеспечительные меры по иску. Хотя никто не утверждал, что он подкуплен или иным образом злоупотребил правами. Также за единократное нарушение квалификационная коллегия судей Петербурга лишила статуса мирового судью. Поводом стало решение по делу о взыскании алиментов: повестку в Швейцарию, где проживал ответчик, судья отправила курьерской службой за 5 дней до назначенной даты. Не дождавшись вызванного, судья вынесла решение в пользу истицы, взыскав еще 5,7 млн. рублей расходов за оказание юридической помощи.
Бывают и экзотические случаи. Например, более двенадцати лет правосудие в одном из районных судов отправлял Владимир Волчков, который ранее был осужден в этом же суде за злостное хулиганство, отличающееся по своему содержанию исключительным цинизмом или особой дерзостью. Уголовное прошлое служителя Фемиды выяснилось случайно, когда он вынес неправомерное решение в пользу рейдеров.
Иногда под «молот» попадают и просто неугодные власти судьи. Например, судью Олега Мальцева упрекнули в том, что он в нарушение постановления Пленума Верховного Суда СССР 1971 года условно-досрочно освободил около 40 человек. Решение о лишении полномочий было обжаловано в Верховный Суд России, который напомнил областной квалификационной коллеги, что указанные советские документы уже давно не действуют.
Павел Нетупский, специально для «Фонтанки.ру»
Судьям преподали основы морали
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ