«Не может человек в белом халате быть палачом», - такое почти программное заявление сделал главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, выступая на праздновании 100-летия Санкт-Петербургской государственной медакадемии имени И.И. Мечникова. В праздничной атмосфере почти никто не обратил на это внимания, хотя вопрос, затронутый главой Роспотребнадзора, тревожит умы многих людей.
«Не может человек в белом халате быть палачом», - такое почти программное заявление сделал главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, выступая на праздновании 100-летия Санкт-Петербургской государственной медакадемии имени И.И. Мечникова. В праздничной атмосфере почти никто не обратил на это внимания, хотя вопрос, затронутый главой Роспотребнадзора, тревожит умы многих великих и не очень умов не только нашей страны, но и всего мира. А Совет Федерации созрел для подготовки законопроекта, разрешающего эвтаназию в России.
Почему, говоря о героизме студентов и преподавателей легендарной академии имени Мечникова, мужественно продолжавших обучение во время блокады, Геннадий Григорьевич вспомнил об эвтаназии, не очень понятно. Как не понятно и то, почему именно он – главный санитарный (!) врач страны решил порассуждать о «хорошей смерти». Возможно, Онищенко не дает покоя инициатива Совета Федерации, о которой было объявлено в некоторых средствах массовой информации 17 апреля, что эвтаназию в исключительных случаях надо разрешить.
На государственном уровне всерьез рассматривается вопрос о том, что инициатива о проведении последней процедуры должна исходить от самого больного. По замыслу авторов законопроекта, умирающий человек должен сначала устно заявить о своем желании лечащему врачу, а потом написать письменное заявление на его же имя. Заявление должен рассмотреть медицинский консилиум с участием специалистов других медучреждений. Если заключение о болезни подтвердится, то заявление пациента попадет на рассмотрение специального совета, созданного при органе исполнительной власти и объединяющего медиков, представителей прокуратуры, адвокатов, представителей общественных организаций.
Эту инициативу уже прокомментировали многие московские чиновники. Владимир Жириновский в свойственной ему манере заявил, что если ее разрешить, то желающих добровольно уйти из жизни найдется чересчур много. Кто-то считает, что неправильное лечение и врачебные ошибки и есть эвтаназия, кто-то говорит о невозможности и недопустимости разрешения ее в нашей стране. А первый зампред ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Иван Мельников вообще не считает этот вопрос актуальным для России.
Как относятся студенты и преподаватели «юбиляра» к этой процедуре, корреспонденту «Фонтанки» выяснить не удалось. Но с уверенностью можно сказать, что на «громкое» заявление Геннадия Онищенко большинство из них внимания не обратили. Все как-то сосредоточились на многочисленных приветствиях: академию имени Мечникова лично поздравила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, пришли многочисленные телеграммы, среди которых было поздравление и от президента России Владимира Путина. Но самым, пожалуй, трогательным было поздравление Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Объединив лечение души и тела, Его Высокопреосвященство даже сказал, что и врачи, и священники используют «диету специальную, которую мы называем постом».
Фото и текст Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру