Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -10

2 м/c,

с-з.

765мм 73%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Город Реставрация или фальсификация? (фото)

Реставрация или фальсификация? (фото)

1 519
Фото с сайта www.encspb.ru

Итальянские реставраторы впервые активно поработали в Петербурге, и остались в шоке от методик российских реставраторов. Уже давно в Италии реставрация подразумевает только консервацию, а любое воссоздание считают фальсификацией памятников. В России пошли по другому пути. Однако Петровские ворота Петропавловки ко дню города были отреставрированы именно по итальянской методике.

Петровские ворота Петропавловской крепости откроются 26 мая после масштабной реставрации – это своеобразный подарок Петербургу на день рожденья от итальянских и российских реставраторов. Это первая совместная работа итальянских и российских специалистов (финансировался проект также в соотношении 50 на 50 - итальянским министерством внешней торговли и петербургским бюджетом). И для тех, и для других, она оказалась новым и трудным опытом. Яростные споры, продолжавшиеся на протяжении двух лет работы, не закончились до сих пор, так как встретились два совершенно разных подхода к реставрации. От многого увиденного в России итальянцы остались в шоке.

В России с послевоенных лет, когда было разрушено огромное количество памятников культуры, главенствует идея реставрации как восстановления и воссоздания. В Италии такое тоже было. В 19-м веке. Профессор Университета Рима Чезаре Фейффер напомнил два таких характерных примера – колокольня Сан-Марко в Венеции и венецианский же Турецкий дворец на Большом канале. Но в 20-м веке итальянская школа реставрации исходит из того, что реставрация не должна фальсифицировать памятник. «Реставратор должен не обновлять, а сохранять. Реставратор не должен уничтожать следы истории. Аутентичность – основное понятие для реставратора», - втолковывал сегодня профессор по архитектурной реставрации своим российским коллегам. Реставрацию-воссоздание Фейффер сравнил с археологией в стиле Индианы Джонса, которая, для получения одного ценного предмета, уничтожает все исторические слои, нужные специалистам для изучения.

Впрочем, этот разговор между итальянцами и русскими реставраторами шел на протяжении всей работы над Петровскими воротами, и западным специалистам удалось отстоять именно свой подход. Так что после дня города петербуржцы смогут оценить итальянский «консервационный» стиль и сказать, что им нравится больше – «чистенько и красивенько», или «припудренные морщины».

«В ходе этого проекта у нас было три главные задачи», - признались глава ассоциации реставрационных фирм Италии Assorestauro и директор международного института мрамора Паоло Мароне, который за последний год примерно по неделе каждый месяц проводил в Петербурге. «Во-первых, мы хотели создать русско-итальянскую семью людей, влюбленных в реставрацию. Во-вторых, показать петербургским специалистам наш подход к реставрации. Научить их ценить красоту старости», - рассказал Мароне. Итальянец признался, что русские рабочие смотрели на него, как на инопланетянина, когда он настаивал на сохранении каждого камня оставшегося со времен Доменико Трезини, каждой трещинки, не давая заменить разрушающийся камень на «другой, хороший».

Ну а третья задача, реализуемая итальянцами в процессе работы над Петровскими воротами, как честно признался Паоло Мароне, - это открыть петербургский рынок реставрации для итальянских продуктов и членов Assorestauro. В ходе реставрации директор международного института мрамора побывал на наших карьерах, в которых добывается камень, и находился даже не в шоковом состоянии, а испытал самый настоящий ужас. «В России до сих пор для добычи камня используется динамит! Это ужасно! Это ослабляет камень, и отсюда в нем потом и появляются трещины!», - эмоционально рассказывал он о своих впечатлениях. Кстати, по словам Мароне, главный вред историческому камню Петровских ворот, несмотря на его не слишком высокое качество (Трезини выбрал легкий в обработке, но хрупкий и гидроскопичный камень из под Гатчины, практически не применявшийся для строительства), нанесло не время, а предыдущая реставрация в 1951-м году. В частности, вбитые для поддержания камня металлические крюки.

Трудно сказать решила ли ассоциация Assorestauro третью задачу. Мароне показалось, что многие в Петербурге отнеслись к предлагаемым технологиям скептически. Впрочем, уверен итальянец, после того как ворота будут открыты, русские специалисты поймут, почему были выбраны именно эти материалы.

За честь петербургской-ленинградской реставрационной школы вступилась глава КГИОП Вера Дементьева и её заместитель Ольга Таратынова. На сегодняшней встрече участников проекта в Михайловском замке они напомнили, что если бы после войны ленинградские реставраторы не встали на путь восстановления, то город просто лишился бы своих пригородов и исторического центра. Ведь Италия таких разрушений не знала. А вот наиболее пострадавшие в военные годы Польша и Германия пошли по тому же пути, что и Советский Союз.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях