В центре Петербурга накануне Дня Победы состоялся знаменательный матч по шашкам. Заметным он стал не из-за присутствия чемпионов бывших и нынешних (хотя и они там были), а из-за того, что участниками матча были ветераны. Cреди героев выделялся Борис Герцензон, почетный мастер спорта СССР по шашкам, заслуженный тренер России, который подготовил 3-х чемпионов мира, чемпионов Советского Союза, 62 мастера спорта.
Борис Миронович прошел всю войну, участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, Берлинской операции и прорыве блокады Ленинграда. Однако в круге шашистов он известен не просто чемпионством и прекрасной тренерской работой, но еще и выигрышем у немецкого чемпиона в далеком 1946-ом. Воспоминаниями о знаменательном матче Борис Герцензон поделился и с корреспондентом «Фонтанки».
Сеанс одновременной игры
В 46 году, после того, как война кончилась, мне было 25 лет. Мы с нетерпением ждали, когда придет приказ, и можно будет вернуться домой. И, наконец, всех, кто воевал на 1-ом Украинском фронте, отправили в Марфегкт (это район Вены). Там собралось 3000 людей - ждали, когда их демобилизуют. Однажды я шел по плацу, смотрю, шашки лежат, а я же воспитанник дворца пионеров… Позвал старшину, говорю:
- Что это такое?
- Шашки.
- Давай я проведу сеанс одновременной игры.
- Что это значит?
- Один с 40 - 50 солдатами сыграю и у всех выиграю.
Делать нечего, строевой подготовкой мы не занимались, политподготовки не было. Я начал сеанс. От доски к доске… И вдруг чувствую, кто-то смотрит. Повернулся, а сзади маршал, герой Советского Союза и человек 8 генералов. Я не растерялся, руку к пилотке: «Товарищ гвардии маршал, гвардии рядовой Герцензон проводит сеанс одновременной игры».
Рядовой Герцензон выиграл все 42 партии, забрался на нары и задремал.
Лежу, сквозь дремоту слышу, бежит старшина и кричит: «Где тут такой шашкист?» - не шашист, а шашкист. Он меня за кирзовые сапоги вниз стащил и отправил к командиру полка:
- Ты что там такое натворил?
- Ничего не натворил, сеанс провел, выиграл 42 партии.
Командир полка позвал начальника хозяйственной части.
Меня обмундировали в офицерскую форму и сказали, что приказано отвезти в штаб Берлинского фронта. Привезли меня, привели к генерал-лейтенанту:
- Сумеешь выиграть матч у чемпиона Германии?
- Не знаю.
- Так солдаты не отвечают! Что тебе нужно, чтобы выиграть матч? Я пошлю тебя в Дом отдыха, там 10 дней даю на подготовку.
Особенности национальных шашек
Дом отдыха оказался в лесу. Первый раз я тогда за всю войну ночевал на кровати. На следующий день после прибытия дал сеанс одновременной игры. 15 генералов участвовало, конечно, я их всех обыграл и стал любимцем. Потом поступила телеграмма, и поехал я на автобусе в Берлин.
Глупо получилось, но в Берлине я не поприветствовал какого-то майора и меня отправили на гауптвахту. Приехали на вахту, мне майор говорит:
- Чего это ты такой красавец?
- Я на матч приехал.
- Какой еще матч? – возмутился майор и ударил меня по глазу.
Оказалось, что буквально накануне на «губе» сидел Герой Советского Союза, а их нельзя было забирать. Когда начальник гауптвахты узнал, что он герой, прибежал и попытался выпустить провинившегося на свободу. Тот уйти отказался, до тех пор, пока оркестр не сыграет «Идет война народная, священная война». Что же, пришлось начальнику «губы» идти на уступки.
С шашистом тоже получилось нехорошо - через день Бориса Герцензона вызвал полковник и спросил, почему его посадили на гауптвахту и откуда взялся синяк под глазом. В результате старшину наказали 12-ю сутками строгой гауптвахты, а нашего рядового загримировали и отвезли на матч.
Вводят меня на второй этаж в зал на 50 человек, впереди наши военные, а сзади два ряда немцев. Эстрада, на эстраде столик шахматный, часы, доска. Я взошел на эстраду, смотрю, человек сидит – орлиное лицо, бакенбарды. Я протянул руку, а он не пожал. Начали играть первую партию, вдруг бью назад шашкой, а переводчик говорит, что нельзя назад бить. Я еле-еле убежал первую партию на ничью и всю ночь сидел с доской смотрел на немецкие правила. И я выиграл партию со счетом 9 – 3. 6 раз в ничью сыграл (на ничью полочка дают) и 6 раз выиграл.
После памятного матча к рядовому Герцензону подошел генерал и вручил часы со словами: «Я награждаю солдата не за то, что он хорошо играет в шашки, а за то, что он взял и добился победы». Часы эти у Бориса Мироновича украли сразу после демобилизации.
Фото и текст Марии Цыганковой,
Фонтанка.ру