Депутат петербургского ЗакСа Аркадий Крамарев внес на рассмотрение парламента проект ФЗ, который должен существенно изменить порядок привлечения слуг Фемиды к уголовной и административной ответственности. «Предлагаемые изменения не носят стремления усилить репрессивный характер контроля за судьями, а формируют четкие процессуальные процедуры по противодействию коррупции в судебной системе», - уверен экс-глава ГУВД.
Депутат ЗакСа Санкт-Петербурга Аркадий Крамарев внес на рассмотрение городского парламента проект ФЗ, который должен существенно изменить порядок привлечения слуг Фемиды к уголовной и административной ответственности. Основная цель законопроекта – существенное изменение правового регулирования привлечения судей к уголовной ответственности, поскольку нынешний особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении судейского корпуса обладает рядом недостатков, отмечает экс-глава ГУВД.
Действующий порядок возбуждения уголовного дела, привлечения судьи к уголовной или административной ответственности предполагает рассмотрение любого вопроса по представлению генерального прокурора РФ. Данный порядок является, по мнению депутата, неоправданно сложным и порождает нежелание юрисдикционных органов применить меры даже административного наказания к судьям, в частности, в случаях нарушения ими правил дорожного движения. В проекте предлагается в отношении федеральных районных судей и мировых судей предоставить право направления представлений прокурору субъекта РФ.
Кроме того, существующий порядок привлечения судьи к уголовной ответственности предусматривает неоднократное участие квалификационной коллегии судей соответствующего уровня на стадиях возбуждения уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения. При этом согласие или отказ на совершение действий фактически носят силу судебного решения, фактически подменяя собой рассмотрение вопроса в судебном заседании. Объединение полномочий по отбору судей, наложения дисциплинарных взысканий и по согласованию привлечения к уголовной ответственности в одном органе – квалификационных коллегиях судей (учитывая тесную взаимосвязь этих органов с судейским сообществом, высокую степень корпоративной связанности и зависимости) представляется, по мнению депутата Крамарева, весьма опасным, поскольку естественным образом позволяет избегать даже самой процедуры уголовного расследования.
В законопроекте предлагается лишить квалификационные коллегии судей права давать заключения о наличии в действии судей признаков преступления и предоставить это право председателю соответствующего суда.
«Предлагаемые изменения не носят стремления усилить репрессивный характер контроля за судьями, а формируют четкие процессуальные процедуры по противодействию коррупции в судебной системе», - уверен Аркадий Крамарев.
Депутатскую инициативу прокомментировал корреспонденту «Фонтанки» авторитетный источник в судейских кругах, пожелавший остаться анонимным. В существующей редакции законы, регламентирующие порядок привлечения судей к уголовной и административной ответственности, действуют с 2002 года. За это время по Санкт-Петербургу не было вынесено ни одного представления по действующим судьям, в то время как в Санкт-Петербурге насчитывается более 600 судей. (Обвинение в убийстве жены и заключение в «Кресты» Владимира Казакова, бывшего судьи Приморского федерального суда – не в счет, так как это произошло после лишения его судейского статуса на заседании квалификационной коллегии судей 29 сентября 2006 года). Здесь, видимо, теория вероятности не работает. Все дело в том, что срок привлечения к административной ответственности – два месяца. А существующий порядок настолько сложен, что прокуратура не берется за такие дела. Из-за этого и появляются мысли о безнаказанности судей; законопроект не покушается на независимость, самостоятельность или неприкосновенность судей, а поможет увеличить уровень доверия к суду и к его решениям, сделает механизм привлечения судей к ответственности действенным, - считает источник «Фонтанки».
Между тем, 27 апреля Госдума приняла во втором чтении законопроект №401900 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и федеральный закон «О прокуратуре РФ», который может в ближайшее время поменять всю систему взаимоотношений граждан с правоохранительными органами и представителей силовых структур между собой. Как отмечают другие СМИ, напрашивается вывод, что реализация законопроекта серьезно изменит расклад сил на российском «правоохранительном поле». Во-первых, появится новый могущественный игрок – Следственный комитет при прокуратуре, который не будет столь всесилен, как сейчас прокуратура, но все равно будет влиятельнее других правоохранительных органов (ведь полномочия расследования должностных преступлений - в отношении чиновников и, в том числе, сотрудников правоохранительных органов, достанутся ему). Во-вторых, значительно расширятся права и полномочия других правоохранительных органов - МВД, ФСБ и наркоконтроля, поскольку надзор за ними со стороны прокуратуры станет намного формальнее. В-третьих, сама прокуратура, хоть в очень ослабленном виде, на «арене» все равно останется. В-четвертых, заметно возрастет роль судебной власти. Можно предположить, что рядовые граждане, которые до сих пор жаловались на действия других правоохранительных органов в прокуратуру, теперь устремятся со своими жалобами в суды. Соответственно, все правоохранительные органы в определенной степени станут более зависимыми от судебной системы.
Александр Захаров,
Фонтанка.ру