Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Судейская неприкосновенность под прицелом

Судейская неприкосновенность под прицелом

479

Депутат петербургского ЗакСа Аркадий Крамарев внес на рассмотрение парламента проект ФЗ, который должен существенно изменить порядок привлечения слуг Фемиды к уголовной и административной ответственности. «Предлагаемые изменения не носят стремления усилить репрессивный характер контроля за судьями, а формируют четкие процессуальные процедуры по противодействию коррупции в судебной системе», - уверен экс-глава ГУВД.

Депутат ЗакСа Санкт-Петербурга Аркадий Крамарев внес на рассмотрение городского парламента проект ФЗ, который должен существенно изменить порядок привлечения слуг Фемиды к уголовной и административной ответственности. Основная цель законопроекта – существенное изменение правового регулирования привлечения судей к уголовной ответственности, поскольку нынешний особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении судейского корпуса обладает рядом недостатков, отмечает экс-глава ГУВД.

Действующий порядок возбуждения уголовного дела, привлечения судьи к уголовной или административной ответственности предполагает рассмотрение любого вопроса по представлению генерального прокурора РФ. Данный порядок является, по мнению депутата, неоправданно сложным и порождает нежелание юрисдикционных органов применить меры даже административного наказания к судьям, в частности, в случаях нарушения ими правил дорожного движения. В проекте предлагается в отношении федеральных районных судей и мировых судей предоставить право направления представлений прокурору субъекта РФ.

Кроме того, существующий порядок привлечения судьи к уголовной ответственности предусматривает неоднократное участие квалификационной коллегии судей соответствующего уровня на стадиях возбуждения уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения. При этом согласие или отказ на совершение действий фактически носят силу судебного решения, фактически подменяя собой рассмотрение вопроса в судебном заседании. Объединение полномочий по отбору судей, наложения дисциплинарных взысканий и по согласованию привлечения к уголовной ответственности в одном органе – квалификационных коллегиях судей (учитывая тесную взаимосвязь этих органов с судейским сообществом, высокую степень корпоративной связанности и зависимости) представляется, по мнению депутата Крамарева, весьма опасным, поскольку естественным образом позволяет избегать даже самой процедуры уголовного расследования.

В законопроекте предлагается лишить квалификационные коллегии судей права давать заключения о наличии в действии судей признаков преступления и предоставить это право председателю соответствующего суда.

«Предлагаемые изменения не носят стремления усилить репрессивный характер контроля за судьями, а формируют четкие процессуальные процедуры по противодействию коррупции в судебной системе», - уверен Аркадий Крамарев.

Депутатскую инициативу прокомментировал корреспонденту «Фонтанки» авторитетный источник в судейских кругах, пожелавший остаться анонимным. В существующей редакции законы, регламентирующие порядок привлечения судей к уголовной и административной ответственности, действуют с 2002 года. За это время по Санкт-Петербургу не было вынесено ни одного представления по действующим судьям, в то время как в Санкт-Петербурге насчитывается более 600 судей. (Обвинение в убийстве жены и заключение в «Кресты» Владимира Казакова, бывшего судьи Приморского федерального суда – не в счет, так как это произошло после лишения его судейского статуса на заседании квалификационной коллегии судей 29 сентября 2006 года). Здесь, видимо, теория вероятности не работает. Все дело в том, что срок привлечения к административной ответственности – два месяца. А существующий порядок настолько сложен, что прокуратура не берется за такие дела. Из-за этого и появляются мысли о безнаказанности судей; законопроект не покушается на независимость, самостоятельность или неприкосновенность судей, а поможет увеличить уровень доверия к суду и к его решениям, сделает механизм привлечения судей к ответственности действенным, - считает источник «Фонтанки».

Между тем, 27 апреля Госдума приняла во втором чтении законопроект №401900 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и федеральный закон «О прокуратуре РФ», который может в ближайшее время поменять всю систему взаимоотношений граждан с правоохранительными органами и представителей силовых структур между собой. Как отмечают другие СМИ, напрашивается вывод, что реализация законопроекта серьезно изменит расклад сил на российском «правоохранительном поле». Во-первых, появится новый могущественный игрок – Следственный комитет при прокуратуре, который не будет столь всесилен, как сейчас прокуратура, но все равно будет влиятельнее других правоохранительных органов (ведь полномочия расследования должностных преступлений - в отношении чиновников и, в том числе, сотрудников правоохранительных органов, достанутся ему). Во-вторых, значительно расширятся права и полномочия других правоохранительных органов - МВД, ФСБ и наркоконтроля, поскольку надзор за ними со стороны прокуратуры станет намного формальнее. В-третьих, сама прокуратура, хоть в очень ослабленном виде, на «арене» все равно останется. В-четвертых, заметно возрастет роль судебной власти. Можно предположить, что рядовые граждане, которые до сих пор жаловались на действия других правоохранительных органов в прокуратуру, теперь устремятся со своими жалобами в суды. Соответственно, все правоохранительные органы в определенной степени станут более зависимыми от судебной системы.

Александр Захаров,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях