Расценки на подготовку покойных к захоронениям в крупнейшем в городе морге – морге Бюро судебно-медицинской экспертизы – могут вырасти в 2 раза. В морге Крематория это уже произошло. Таково социальное проявление противостояния между санитарами морга Бюро и частной компанией ООО «Р.И.П.», в действиях которой, видимо, заинтересован один из самых известных и влиятельных в городе бизнесменов Игорь Минаков.
Санитары морга Бюро судебно-медицинской экспертизы написали коллективное заявление в прокуратуру Петербурга.
Похоже на захват
Динамика событий видится такой.
1 января 2005 года некое ООО «Ритуальный дом «Утёс» получило в аренду множество помещений в здании государственного учреждения здравоохранения «Санкт-Петербургский Крематорий». Такой подарок «Утёсу» сделало почему-то государственное унитарное предприятие «Ритуальные услуги», подведомственное комитету экономического развития, промышленной политики и торговли.
Но в морг Крематория свозились тогда только «домашние» покойники, не подлежащие вскрытию и предназначенные для кремации. Контингент, прямо скажем, не особенно выгодный.
22 марта 2005 года «Утёс» заключает договор «о сотрудничестве» с государственным учреждением здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Суть договора – «Утёс» предоставляет Бюро помещения в здании Крематория для секционных исследований. Так в Крематории появляется «точка» Бюро, а значит, трупы, которые раньше полагалось привозить только в «судебку», теперь можно привозить и в морг Крематория – как в своеобразный филиал «судебки».
Этот договор подписал начальник Бюро судмедэкспертизы Георгий Лаврентюк. Прикомандированным к Крематорию судмедэкспертом является его жена.
Справка: через морг Бюро судмедэкспертизы ежегодно проходит более 20 тысяч трупов, около 60% которых, по оценкам специалистов, «прибыльные» - за их подготовку к похоронам заплатят родственники. Таким образом «Утёс» предпринял первый шаг для переориентирования в свою пользу потока «прибыльных» покойников.
Примерно год назад появилось новое правило. Теперь всех умерших вне медицинских учреждений полагается везти в Бюро судебно-медицинской экспертизы для вскрытия. Инициатор – прокуратура. Причина правильная – борьба с латентной преступностью. Результат полезен прежде всего «Утёсу»: из 70 тысяч ежегодных городских покойников в морг «судебки» и ставший его «филиалом» морг Крематория повезут не 20 тысяч, как раньше, а около 40-ка (именно столько умирает не в медицинских учреждениях). Остаётся малость – получить контроль над платными услугами морга Бюро.
В феврале 2007 года ООО «Ритуальный дом «Утёс» превращается в ООО «Р.И.П.». К этому моменту компания полностью контролирует платные услуги морга Крематория, куда со всего города свозятся в том числе и часть трупов, ране свозившихся только в Бюро судебно-медицинской экспертизы. Одним из сотрудников ООО «Р.И.П.», как выяснилось, до недавнего времени был сын начальника Бюро Сергей Лаврентюк.
В конце марта 2007 года коллектив отделения по оказанию платных ритуальных услуг населению при Бюро судмедэкспертизы направил заявления в прокуратуру Петербурга и в ГУВД. Суть заявлений можно трактовать так – ООО «Р.И.П.» лишает их доходов от ритуальных услуг. В принципе, вполне логичный финал: вряд ли руководители ООО «Р.И.П.» добились всего вышеперечисленного, чтобы делить с кем-то доходы от трупов «судебки».
600 тысяч плюс…
Цена вопроса на первый взгляд - около 600 тысяч рублей в месяц. Примерно столько, по словам заместителя бригадира хазрасчётной бригады морга Бюро судебно медицинской экспертизы Юрия Кривенкова, приносят платные услуги заведения. Не вдаваясь в малоэстетичные подробности, понимаем: эти деньги платят родственники умерших за то, чтобы, отправляясь в последний путь, те выглядели более-менее нормально. В той степени, в какой это вообще возможно - трупы в судебке бывают "мама не горюй". Одни открытые черепно-мозговые травмы чего стоят...
Простая арифметика показывает: 600 тысяч в месяц - это более 7 миллионов рублей в год. Часть суммы уходит на содержание администрации Бюро, часть тратится на расходные материалы, остальное - на зарплаты санитарам. 18 человек хозрасчётной бригады получают около 1000 долларов в месяц. В рублях, естественно, с учётом примерно 8000 основного, так называемого бюджетного, оклада.
Доходность "бизнеса" зависит от ощутимых нюансов. Например, от количества "прибыльных" покойников. Это только для нас с вами перед смертью все равны. В мире ритуальных услуг подход другой. Вот, скажите: какая польза от умершего бомжа? Да, никакой! Его похоронит государство - о том, как это будет выглядеть, лучше не задумываться. Испортится аппетит.
Зато труп человека, горячо любимого богатыми родственниками - материя чрезвычайно привлекательная. С коммерческой точки зрения, естественно. И, простите за подробности, чем хуже такой человек погиб, тем больше денег можно за него получить в морге. Травмы головы, лица наиболее инвестиционно привлекательны. Эстетичное название процедуры - "туалет трупа". Эта услуга жёстко тарифицирована.
Отсюда мораль: если сегодня морг "судебки" приносит 300 тысяч долларов в год (упомянутые 7 миллионов рублей по курсу ЦБ), то бизнес объективно перспективен. Потому что поток "прибыльных" трупов можно увеличить.
Не случайно санитары морга «судебки» жалуются правоохранительным органам: «ООО «Р.И.П.» … доставляет в крематорий скоропостижно умерших на дому, не желая заниматься зловонными разложившимися трупами…». Оно и не удивительно – «зловонные разложившиеся» как правило не приносят денег – за них никто не платит. Если ООО «Р.И.П.» получит возможность оказывать платные услуги и в этом морге, поток поступающих туда «зловонных разложившихся», скорее всего, резко сократится. Зато почти все городские «прибыльные» покойники устремятся в объятия сотрудников ООО «Р.И.П.».
И тогда не исключено, что 300 тысяч долларов годового дохода (как следует со слов санитара Юрия Кривенкова), извлекаемого сейчас моргом Бюро, легко превратятся, скажем, в миллион долларов. Особенно, если расценки поднять, что в морге Крематория, как нам стало известно, уже произошло. Вот почему санитары «судебки» могут казаться бизнесменам совершенно лишними.
Нам представляется, что идеологи ООО "Р.И.П." именно так и думают. Другой вопрос: насколько они в силах такие планы осуществить?
Филиал «Екатерининки»
Если прийти в морг Санкт-Петербургского крематория и представиться человеком, заинтересованным в подготовке покойного к захоронению, то мы непременно окажемся в маленькой комнатке, которая расположена дверь в дверь с кабинетом судмедэксперта Анны Лаврентюк (это супруга начальника Бюро судебно-медицинской экспертизы Георгия Лаврентюка).
В маленькой комнатке сидит милая женщина, которая доброжелательно и подробно рассказывает про те услуги, которые нам могут предоставить.
Когда разговор заходит о туалете трупа, нас знакомят с санитаром Юрием, который также чрезвычайно вежлив. У него на столе лежит прейскурант, подписанный генеральным директором ООО «Р.И.П.». Там много граф и чисел, нам показалось, что суммы в прейскуранте фигурируют существенно большие, нежели предлагается в морге Бюро судмедэкспертизы, где местные санитары рассматривают ООО «Р.И.П.» как захватчиков.
На словах Юрий объясняет, что привести покойника в надлежащий вид обойдётся тысяч в 5-7 рублей, причём, от безналичных расчётов он категорически отказывается: мол, мы тут недавно работаем. Любопытный, кстати, момент. В морге Бюро судебно-медицинской экспертизы то же самое стоит в 2 раза дешевле. Пока.
Ещё Юрий утверждает, что все услуги по туалету трупа оказывает ООО «Р.И.П.» и добавляет при этом:
- У нас судебный морг, мы – филиал «екатеринки»…
«Екатеринка» - слэнговое название Бюро судебно-медицинской экспертизы, расположенного на Екатерининском проспекте. Каким образом ООО, принадлежащее частным лицам, может быть филиалом государственного учреждения здравоохранения – ещё недавно могло показаться загадкой.
Но сегодня это так.
По словам Юрия, до недавнего времени в ООО «Р.И.П.» работал Сергей Лаврентюк. Он – сын начальника Бюро.
После визита в морг Крематория у нас сложилось впечатление, что ООО «Р.И.П.» - весьма серьёзная структура, которая эффективно внедрена в ритуальный бизнес. Похоже, там не только знают, как заработать на трупах, но и умеют решать вопросы кардинально – в масштабах экономики целого сектора бизнеса. При этом невозможно не предположить, что этих ребят поддерживают влиятельные чиновники.
Так выглядит подвал морга Бюро судмедэкспертизы. Свёртки вдоль стены- это покойники. Санитары называют этот коридор «взлеткой»
Герман Петров
Полный вариант статьи читайте в газете «Ваш Тайный советник» от 23 апреля 2007 года.